Маркировка шин и покрышек

15 декабря 2019

В России действует обязательная маркировка шин. Производители, импортеры, оптовики и розничные магазины обязаны сообщать обо всех операциях с товарами в Честный Знак. Продавать шины без маркировки запрещено.

С 1 января 2022 года участники системы маркировки могут передавать права собственности на продукцию с кодами только через ЭДО. Направлять сведения через личный кабинет в Честном Знаке больше нельзя.

С МоимСкладом работать по правилам маркировки легче. В сервисе есть все, чтобы вести учет товаров с кодами. Зарегистрируйтесь и сами убедитесь в том, насколько это упростит ваш бизнес. Это удобно и бесплатно.

Попробовать МойСклад
В этой статье:
  1. Три основных этапа маркировки шин
  2. Что делать с остатками?
  3. Зачем наносить коды на шины?
  4. Кому нужно соблюдать новые правила?
  5. Нужно ли маркировать все шины?
  6. С чего и как начать работу с маркировкой?
  7. Можно ли сэкономить при переходе на маркировку?

Сроки маркировки шин

Как и в случае с некоторыми другими группами товаров, обязательную маркировку шин в России вводили в несколько этапов.

С 1 ноября 2020 года требования вступили в силу для тех, кто производит шины или ввозит их из-за рубежа.

А с 15 декабря того же года продавцам запретили приобретать у поставщиков шины без маркировки. Тогда же начал действовать запрет на продажу немаркированных товаров, но не на их хранение.

Чтобы бизнес решил проблему с остатками, отрасли дали время до 1 марта 2021 года. К этой дате нужно было разобраться с теми товарами на складе. В 2022 году продавать и хранить шины без маркировки нельзя.

Правила маркировки шин и сроки описаны в постановлении правительства №1958. Здесь вы можете скачать оба документа, это бесплатно.

Скачать постановление №1958

Как устроена обязательная маркировка шин в 2022 году

Маркировка представляет собой цифровые коды, с помощью которых налоговая отслеживает все, что происходит с шинами. Например, она контролирует, что товар ввезли в Россию, передали на хранение, продали или вернули обратно в торговую точку.

Из-за того, что вводить новые правила будут в течение нескольких месяцев, у таких участников оборота есть время, чтобы подготовиться и внедрить маркировку в свои внутренние процессы. Однако это не значит, что до дедлайна можно ничего не делать. Готовиться лучше заранее.

Нанесли код на шину, продали клиенту, но не сообщили в Честный Знак. Наш покупатель реализовал ее через кассу. Когда код спишется у нас?

Как только передадите код маркировки тому, кто вывел шину из оборота. Система устроена так, что если товар продал не владелец, код не выбывает и его можно передать далее.

Приглашаем на вебинар 30 июня «Изменения для торговли в 2022: АУСН, льготы, новое в законодательстве» с участием Модульбанка
Кого это касается и какие шины нужно маркировать

Требования по маркировке шин и покрышек затрагивают тех, кто их выпускает, хранит или продает. Это производители, импортеры, оптовики или розничные магазины.

В ходе эксперимента, который предшествовал появлению новых правил, из маркировки исключили шины для воздушного транспорта и велосипедов, а также восстановленные шины. Помимо этого, требования наносить коды не коснулись тех, чей бизнес связан с взаимозаменяемыми протекторами, ободными лентами и резиновыми камерами.

Маркировать колеса в сборе и шины, которые были в употреблении, не нужно.

Если с исключенными категориями понятно, то для каких товаров все-таки нужны коды? Из постановления Правительства РФ №1958 следует, что надо маркировать шины для автомобилей, автобусов, грузового транспорта и мотоциклов. Еще в документе упомянуты шины для техники, которая используются в сельском или лесном хозяйстве, а также в строительстве или промышленности.

Чтобы понять, нужно ли вам наносить коды на свою продукцию, необходимо свериться с кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Именно от них, а не от материалов, размера и прочих характеристик зависит то, какие шины подлежат обязательной маркировке.

В октябре 2021 года правительство сократило перечень маркируемых шин. Из списка убрали полупневматические шины.

Коды других товаров перечислены в Методических рекомендациях. Скачайте их, чтобы узнать, нужно ли вам наносить коды на свою продукцию.

Скачать Методические рекомендации

Как подключиться к системе маркировки шин и покрышек

  1. Сделать УКЭП для главы компании или индивидуального предпринимателя. Она нужна при регистрации в системе маркировки и позволяет подписывать документы. Возможно, у вас уже есть УКЭП. Например, если ранее вы регистрировали онлайн-кассу. В этом случае можно использовать имеющуюся электронную подпись.
  2. Заключить договор с оператором ЭДО.
  3. Зарегистрироваться в Честном Знаке. Уже на этом этапе вам нужна будет УКЭП.
  4. Заключить договор с ЦРПТ в электронном виде.
  5. Заполнить данные профиля в Честном Знаке:
    • Об участнике: контакты, тип участия в системе, товары.
    • О пользователях, которые будут работать в системе, каждый со своей УКЭП.
    • Банковские реквизиты.
    • Операторы ЭДО, можно несколько.
  6. Подключить сканер штрихкодов и другое оборудование. У вас уже должна быть онлайн-касса, поскольку маркировка шин для розницы без нее сейчас невозможна.
  7. Подготовить учетную систему к работе с маркированными товарами. В МоемСкладе уже поддерживаются все нужные операции!

Правила маркировки шин.
Как работать в системе

У обязательной маркировки шин и покрышек несколько уровней безопасности:

  • Уникальность кодов. На шины наносятся идентификаторы DataMatrix, которые не могут дублироваться и которые нельзя повторно использовать или подделать.
  • Электронный документооборот. Движение шин и передача прав собственности фиксируются в документах, которые подаются в систему маркировки через интернет и подписываются КЭП.
  • Онлайн-кассы. О продаже шин потребителю розница сообщает в систему маркировки не напрямую, а через ОФД.
  • Общественный контроль. Покупатель может в специальном приложении для смартфона отсканировать код маркировки на шинах и покрышках для автомобилей — и получить по нему полное описание товара. Если характеристики не соответствуют реальности, в этом же приложении можно сообщить о нарушении.

Кто и когда должен наносить коды маркировки на шины?

  • Производители — после выпуска новых шин, до того, как произойдет отгрузка и шины покинут место, где произведены.
  • Импортеры — до того, как шины пересекут российскую границу, если их ввозят из стран ЕАЭС, и до таможенной процедуры выпуска — если шины ввозят из других стран.
  • Розница — если речь идет об остатках шин из старых немаркированных партий, или о возврате от покупателя, или о перемаркировке в случае, когда код не читается или испорчен, потерян.
  • Комиссионеры — когда принимают шины от физлиц.

Как получить коды маркировки на шины и покрышки?

Выпуск кода маркировки для каждой единицы вновь произведенного товара стоит 50 копеек без учета НДС. Это касается всех новых шин. Для остатков, то есть товаров, произведенных до начала обязательной маркировки, коды формируются бесплатно.

Коды выпускает оператор системы Честный Знак — ЦРПТ. Чтобы их получить, нужно:

  • Описать товары:
    • Новые шины — по 13 характеристикам в личном кабинете ГС1 РУС.
    • Остатки — по 4 характеристикам в личном кабинете Честного Знак. Остатки можно описывать и по полной схеме, если вы можете это сделать: в ЛК ГС1 РУС, по 13 атрибутам.
  • Отправить в ЦРПТ заявку на выпуск кодов. Для каждой единицы — отдельный код, даже если шины одинаковые и описание совпадает. В течение 3 дней после получения заявки ЦРПТ пришел файл с кодами в формате DataMatrix.
  • Нанести коды на товары. Вы можете напечатать их на принтере этикеток (или любом другом подходящем) и наклеить на упаковки. Выпущенные коды хранятся в системе 90 дней, за это время вы должны нанести их на шины.
  • Ввести коды в оборот — то есть сообщить о начале движения товара. С этого момента все, что происходит с вашими шинами, будет видно в системе Честный Знак. Ввод в оборот делается при производстве, импорте, возврате, маркировке остатков, перемаркировке, приеме на комиссию. Выполнить его можно в системе Честный Знак или прямо в вашей товароучетной системе — например, в МоемСкладе.
Попробовать МойСклад

Что понадобится для работы с маркировкой шин?

  • УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись).
  • Двухмерный сканер штрихкодов, чтобы считывать коды при приемке / продаже.
  • Принтер, на котором вы будете печатать этикетки с кодами маркировки для новых товаров / остатков / при перемаркировке.
  • Онлайн-касса, чтобы регистрировать розничные продажи маркированных товаров.
  • Подключение услуги электронного документооборота.
  • Товароучетная система, которая умеет работать с маркированной продукцией: например, МойСклад.
Как снизить издержки и на чем можно сэкономить
  • По поводу услуги ЭДО обратитесь к своему оператору ОФД. Также можно подключиться к бесплатному электронному документообороту, который предоставляет оператор маркировки — ЦРПТ. Этот выгодный вариант рассчитан на обмен исключительно документами по обороту маркированных товаров.
  • Обязательная маркировка шин должна поддерживаться в вашей товароучетной программе: нужно, чтобы софт умел работать с кодами. МойСклад отлично для этого подходит: все нужные операции в нем доступны бесплатно на всех тарифах, а интеграция с системой Честный Знак позволяет заказывать коды прямо из сервиса.
Попробовать МойСклад

Закон о маркировке шин

Скачайте нормативные документы, которые вышли к этому моменту:
Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 (вводит обязательную маркировку)
Распоряжение №620 от 3 апреля 2019 (включает шины и автомобильные покрышки в число товаров, подлежащих маркировке)
Постановление Правительства РФ №753 от 11 июня 2019 о проведении эксперимента по маркировке шин и покрышек
Методические рекомендации для участников эксперимента по шинам

Читайте также:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать