В России действует обязательная маркировка шин. Производители, импортеры, оптовики и розничные магазины обязаны сообщать обо всех операциях с товарами в Честный Знак. Продавать шины без маркировки запрещено.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Сообщить о выводе кодов из оборота, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
Какие шины надо маркировать
Маркировке подлежат резиновые шины и покрышки для:
- легковых автомобилей;
- моторного вида транспорта, предназначенного для грузоперевозок;
- автобусов;
- мотоциклов;
- лесо- и сельскохозяйственной техники;
- транспорта, предназначенного для горного дела, строительства, промышленности
Полный список шин, которые подлежат маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 — смотрите в таблице.
Товар | Код ОКПД 2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые |
20.11.11 |
4011 10 000 3 |
Какие шины не надо маркировать
Из обязательной маркировки исключили:
- б/у и восстановленные шины (летние и зимние) для грузовых, легковых автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники;
- взаимозаменяемые протекторы;
- велосипедные шины;
- ободные ленты;
- авиационные шины;
- резиновые камеры;
- шины, вмонтированные на диски или являющиеся составной частью автомобиля.
Куда наносить код маркировки
На каждую шину наносят двухмерный код Data Matrix. Он представляет собой уникальную последовательность букв и цифр, состоит из 75 знаков и содержит:
- код товара,
- индивидуальный серийный номер,
- ключ проверки,
- код проверки.
Шины маркируются поэкземплярно, то есть на четыре шины для автомобиля заказывают четыре кода. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Основной способ маркировки шин — наклеивание этикетки с кодом на боковину или протектор. Нельзя печатать марку на прозрачной оберточной пленке или ином внешнем оберточном материале, также нельзя перекрывать код другой информацией.
Размер этикетки — не менее 20×20 мм.
Сроки маркировки шин
С 1 ноября 2020 года оборот немаркированных шин и покрышек запрещен. За отсутствие маркировки штрафуют, а товар конфисковывают.
Штрафы
За производство, ввод в оборот и продажу товара без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За торговлю немаркированными шинами и покрышками в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.
Как работает обязательная маркировка шин
Требования по маркировке шин и покрышек затрагивают тех, кто их выпускает, хранит или продает. Это производители, импортеры, оптовики и розничные магазины.
Общая схема выглядит так:
- Производитель заказывает коды в Честном Знаке — операторе системы маркировки, и наносит их на каждый экземпляр продукции;
- Производитель сообщает в Честный Знак сведения о вводе товара в оборот;
- Производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки для оптовика;
- Оптовый покупатель принимает партию, передает данные об этом в Честный Знак — через ЭДО;
- Оптовик отгружает товар розничной точке, при этом также формирует УПД;
- Розница получает УПД от поставщика, подтверждает приемку;
- При продаже кассир сканирует код маркировки, данные через ОФД (оператора фискальных данных) автоматически передаются в Честный Знак. Код выбывает из оборота.
Оптовика в этой цепочке может и не быть. Розничный продавец часто закупает товар напрямую у производителя и совершает те же действия — получает УПД, подтверждает приемку через ЭДО.
Что нужно для работы с маркировкой
Производитель/импортер | Опт | Розница |
|
|
|
Порядок действий для торговли маркированными шинами
Приемка. Продавец в течение трех дней подписывает полученный от поставщика УПД, указанные там коды маркировки переходят в его собственность. Сделать это необходимо через ЭДО.
Перед подписанием УПД сверьте коды. Это можно сделать в сервисе МойСклад. Программа автоматически проверит, зарегистрирован ли код в системе Честный Знак, не принадлежит ли он другому поставщику или товару, и если найдет расхождения, то покажет.
Магазину остается оформить возврат поставщику, так как такой товар принимать нельзя.
Продажа. Рознице при продаже необходимо вывести коды из оборота. Это можно сделать:
- Через онлайн-кассу: отсканируйте код маркировки, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный Знак.
- С помощью смартфона, где установлено бесплатное приложение МойСклад. Кассир сканирует код маркировки камерой телефона и оформляет продажу. Данные также попадут в Честный Знак.
- Вручную. Для этого надо заполнить документ Вывод из оборота. Это можно сделать на сайте Честного Знака, но удобнее — в МоемСкладе, чтобы избежать ошибок.
Возврат. Если код маркировки на изделии сохранился, то можно вернуть его в оборот. В Честном Знаке надо указать данные о возврате. Сделать это можно через онлайн-кассу. В Честный Знак необходимо предоставить данные о возврате. В МоемСкладе прямая интеграция с АТОЛ, Штрих-М и другими.
Если на товаре код не сохранился, то шины перемаркируют и вводят в оборот заново.
Перемаркировка. Это обязанность продавца. Для этого он заказывает в Честном Знаке уникальный номер — GTIN, он станет частью маркировочного кода. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Ответы на вопросы
Вот несколько часто задаваемых вопросов о маркировке шин и покрышек.
Как зарегистрировать в системе Честный Знак шину с камерой?
При описании товара в Честном Знаке указывайте тип шины по способу герметизации: бескамерная или подлежит оснащению камерой.
Что делать, если на товаре нет маркировки?
Продавец обязан заказать новый код в Честном Знаке и наклеить этикетку с ним на товар. Стоимость одного кода — 50 копеек без НДС. За отсутствие кода маркировки магазин могут оштрафовать.
Как продавать колеса в сборе?
Шина, смонтированная на диск, является включенной в состав другого товара и не подлежит маркировке.
Организация принимает автомобиль по trade-in с двумя комплектами шин, нужно ли маркировать второй комплект?
Б/У шины маркировке не подлежат.
Как проверять коды маркировки при получении товара на склад?
При получении маркированной продукции просканируйте коды терминалом сбора данных или 2D сканером.
Если покупатель-ЮЛ сказал, что будет использовать для собственных нужд, а сам в дальнейшем перепродал, кто несет ответственность за правдивость информации по дальнейшему использованию купленных шин: продавец или покупатель?
При продаже кассир, сканируя код маркировки, отправляет информацию через ОФД в Честный Знак и выводит код из оборота. Ответственность за дальнейшие действия лежит на покупателе.
Как интернет-магазину работать с маркированными шинами?
Для интернет-магазинов все процессы будут такими же, как у розничной торговой точки, кроме реализации. Выводите продаваемые шины из оборота не в момент доставки покупатели, а отгружая со склада. Обрабатывать онлайн-заказы, вовремя доставлять товар покупателю и контролировать курьеров, принимать платежи, управлять товарами и ценами удобнее с МоимСкладом.
Сервис МойСклад — это учет товаров и рабочее место кассира в комплекте. Кроме работы с маркировкой вы можете:
- анализировать продажи: сервис подскажет, какой товар закупать больше, а от какого лучше отказаться;
- контролировать остатки: получайте уведомления, что товар заканчивается, можно сразу оформить заказ поставщику;
- печатать чеки и ценники;
- и многое другое.
Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.