Маркировка безалкогольных напитков

В России обязательная маркировка распространяется на квасы, компоты, соки и другие безалкогольные напитки. Точные сроки, порядок действий и какую продукцию маркируют — в этой статье.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте, например в МоемСкладе. С производителями и дистрибьюторами сервис не работает. А розница может принимать и продавать товар, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7.

Попробовать МойСклад
  1. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе Честный знак
  2. Этапы и сроки введения
  3. Разрешительный режим
  4. Маркировка детской воды
  5. Зачем нужно маркировать безалкогольные напитки в Честном знаке
  6. Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
  7. Акцизные платежи на сладкие напитки
  8. Участники обязательной маркировки
  9. Какое оборудование и инструменты необходимы
  10. Пошаговая инструкция по маркировке напитков и подключению к системе Честный знак
  11. Вопросы и ответы

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе Честный знак

Маркируют:

  • компоты фруктовые и ягодные;
  • квасы;
  • морсы;
  • напитки безалкогольные, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, сок, вкусоароматические вещества;
  • напитки на растительном сырье.

Полный список товаров — в таблице.

Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2

Напитки безалкогольные, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, сок, вкусоароматические вещества

2202 10 000 0

2202 99 180 0

11.07.19.131

11.07.19.132

11.07.19.134

11.07.19.135

11.07.19.136

10.86.10.233

10.86.10.245

10.32.22

11.07.19.190

Напитки на растительном сырье

2202 99 110 0

2202 99 150 0

11.07.19.133

Соки фруктовые или ореховые и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта (включая кокосовую воду), с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ

2009 (кроме 2009 11)

10.32.1 (кроме

10.32.17.140,

10.32.19.130,

10.32.19.140)

10.32.21

10.32.29.000

10.86.10.231

10.86.10.232

10.86.10.243

10.86.10.245

10.86.10.246

Компоты фруктовые и ягодные (за исключением содержащих плоды фруктов и ягод)

2007

2008

10.39.22.120

Квасы

2206 00 590 1

2206 00 590 9

2206 00 890 1

2202 10 000 0

2202 99 180 0

11.07.19.121

Морсы

2007

2201 90 000 0

2009

(кроме 2009 11)

2202 10 000 0

2202 99 180 0

10.32.23.110

10.86.10.247

Не маркируют напитки для диетического лечебного и диетического профилактического питания, для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, а также концентраты и замороженные соки.

Этапы и сроки введения

Основные этапы:

1 сентября 2023 — производители и импортеры регистрируются в Честном знаке.

1 декабря 2023 — производители и импортеры маркируют безалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье).

1 марта 2024 — производители и импортеры маркируют напитки в алюминиевых и полимерных банках (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье).

1 июня 2024 — производители и импортеры маркируют все напитки в в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок.

5 ноября 2024 и до 1 марта 2026 — начало объемно-сортового учета с передачей сведений через ЭДО.

1 марта 2025 — вывод из оборота напитков в стеклянных и полимерных упаковках, в алюминиевых и полимерных банках, а также в кегах с помощью онлайн-кассы.

1 сентября 2025 — старт обязательной маркировки четвертого этапа. Производители и импортеры маркируют товары с кодом ТН ВЭД:

2202 99 910 0,

2202 99 950 0,

2202 99 990 0,

2206 00 390 1.

1 сентября 2025 — розница подает в Честный знак информацию о постановке кега на кран.

1 марта 2026 — все участники оборота ведут поэкземплярный учет.

С этой даты розница сканирует коды маркировки на кассе при продаже с применением ККТ безалкогольных напитков с кодами ТН ВЭД:

2202 99 910 0,

2202 99 950 0,

2202 99 990 0,

2206 00 390 1.

А также передает сведения о продаже в систему маркировки.

Разрешительный режим

Что это значит. Продавец должен проверить код маркировки перед продажей. Иначе — это нарушение.

Как работает разрешительный режим. С кассы при продаже маркированного товара поступает запрос в систему Честный знак, годный код или нет. В результате продажа или разрешена, или запрещена. Все это происходит моментально.

Маркированный товар проверяют в двух режимах: онлайн и офлайн.

Онлайн-режим. Кассир при продаже сканирует код маркировки. Кассовая программа отправляет данные в Честный знак. Система его проверяет и сообщает, есть ли нарушения. Если по данным Честного знака продажа маркированного товара запрещена, то касса покажет это. Или наоборот, разрешит.

Офлайн проверка проводится, когда связь с Честным знаком невозможна по техническим причинам. Продавец принимает решение о продаже маркированного товара на основе данных из своей локальной базы данных.

МойСклад полностью поддерживает разрешительный режим при продаже маркированного товара. Принимайте товар от поставщика, проверяйте коды онлайн при продаже и выводите их из оборота, обменивайтесь документами через ЭДО. Быстрый старт, поддержка 24/7.

Попробовать МойСклад

Маркировка детской воды

С 1 сентября 2023 маркировка детской воды стала обязательной. Маркируют воду с кодом ТН ВЭД 2201.

Подробная инструкция по маркировке воды

Зачем нужно маркировать безалкогольные напитки в Честном знаке

Около 20% безалкогольных напитков — контрафакт. Такие данные приводит научно-исследовательский институт Минфина. А с введением акциза на сахар, производители могут заменять его на опасные сахарозаменители. Маркировка безалкогольных напитков снизит количество фальсификата, а потребитель будет уверен в качестве и составе напитка.

Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки

За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:

Нарушение Административная ответственность Уголовная ответственность

На товаре нет кода маркировки

5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц

50 000 — 300 000 руб. — для ООО и ИП

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки

Штраф до 300 000 руб.

Лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽ или доход за период до 6 месяцев

Товары не введены в оборот

Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации

Нарушение сроков передачи данных в Честный знак

1 000 — 10 000 рублей — для должностных лиц

50 000 — 100 000 рублей — для ООО и ИП

Акцизные платежи на сладкие напитки

С 1 июля 2023 ввели акциз на сахаросодержащие напитки. Ставка — 7 рублей за 1 литр.

Под акциз попадают напитки, упакованные в потребительскую упаковку и содержащие сахар (глюкозу, фруктозу и др.), сахарный сироп, мед.

Содержание углеводов в пищевой ценности должно превышать 5 г на 100 мл, но объемная доля этилового спирта — не более 1,2%.

Если напиток приготовили организации или ИП, оказывающие услуги в сфере общественного питания, платить акциз не надо.

Не признаются сахаросодержащими напитками:

  • алкоголь крепостью более 0,5% и виноградное, плодовое, медовое, пивное и другие сусла, плодовые сброженные материалы и квас с содержанием этилового спирта менее 1,2%;
  • пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза, за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода;
  • соки, морсы, сиропы, молоко и молочная продукция, кисели или иные напитки на растительной основе, произведенные из зерен, злаковых, зернобобовых и масличных культур, кокоса, орехов или продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков или содержащих двуокись углерода.

Участники обязательной маркировки

Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.

Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.

Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.

Путь маркированного товара
Путь маркированного товара от производства до продажи

Какое оборудование и инструменты необходимы

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2.
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад

Пошаговая инструкция по маркировке напитков и подключению к системе Честный знак

Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.

Шаг 1: получить электронную подпись

Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.

Шаг 2: заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД)

Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.

Шаг 3: подключиться к ЭДО

Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.

Шаг 4: проверить технические возможности компьютера

  • операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
  • браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
  • плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
  • сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.

Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.

Шаг 5: регистрация в системе Честный знак

На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Как зарегистрироваться в системе Честный знак — подробная инструкция.

Шаг 6: купить 2D-сканер штрихкодов

Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.

Шаг 7: подключить онлайн-кассу

Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.

Вопросы и ответы

Да, оборотную тару маркируют, код наносят на крышку или бутылку. После возврата тары код удаляют и наносят новый с новым продуктом.

Маркировке подлежит продукция, упакованная в потребительскую упаковку. В данном случае маркировка не требуется.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.

  • заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
43 оценки, среднее 3.8 из 5
Поделиться статьей:
Дополнительные материалы:
Горячая линия по маркировке в Telegram Задать вопрос
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать