Маркировка постельного белья и других видов текстиля

24 Сентября 2020

Начиная с 1 января 2021 года маркировка постельного белья и других товаров легкой промышленности станет обязательной. Это значит, что производители, продавцы и импортеры больше не смогут торговать текстилем и другой продукцией без специальных кодов.

Тем, кто попытается обойти запрет, грозят штрафы. Чтобы их избежать, начните работать по новым правилам уже сейчас. Вести учет товаров, маркировать их и продавать удобнее в МоемСкладе. Это полностью бесплатно и не требует дополнительных навыков — вы легко освоите интерфейс и обучите персонал.

Какой текстиль подлежит обязательной маркировке?

Требование наносить специальные коды с основной информацией о товаре касается всех, кто производит или импортирует постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. К сведениям, которые необходимо указывать при маркировке, в случае с постельным бельем, относятся в том числе размер и модель изделия, товарный знак, вид продукции, страна производства и цвет. Таким образом, тем, кто шьет или продает товары из этой группы, нужно заказывать разные коды маркировки, если пододеяльники, наволочки или другие товары отличаются по одному из параметров.

Магазины, которые торгуют текстилем в розницу, должны самостоятельно маркировать только остатки.

Маркировка нужна для работы практически со всеми видами белья, кроме нижнего.

Перечень товаров с кодами ОКПД 2 13.92.13 и 13.92.14, которые подлежат обязательной маркировке, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его прямо сейчас, чтобы узнать, нужно ли вам маркировать свою продукцию.

Что нужно знать о маркировке текстильной продукции?

Обязательная маркировка постельного белья и другой текстильной продукции невозможна без работы со специальными кодами. Речь идет о двухмерных штрихкодах DataMatrix, необходимых для каждого конкретного товара.

Сначала производитель, который хочет получить коды, заказывает их в системе маркировки Честный ЗНАК. Он должен ввести описание каждого товара. Это может быть как комплект постельного белья, так и отдельная наволочка или простыня. Если к производителю поступает запрос от оптовика, он создает универсальный передаточный документ. По новым правилам он передается между сторонами в электронном виде, и в него включаются коды всех товаров в партии.

Оптовик получает УПД через систему электронного документооборота. После поступления текстиля, а также одежды и любой другой маркированной продукции легкой промышленности он должен сверить коды продукции и подписать УПД.

Участники оборота, которые торгуют постельным и другим бельем в розницу, тоже получают такой документ от производителей и подписывают его после проверки. Выходит, что информация о выведенном на рынок текстиле заносится в систему на каждом этапе.

15 октября прошел вебинар «Маркировка-2020: одежда, текстиль, фото, парфюмерия и шины»  с экспертами из Честного ЗНАКа, МоегоСклада и OFD.ru. Посмотрите запись!

Любой домашний текстиль, например, постельное белье или полотенца, может продаваться в комплекте или в наборе. В первом случае товары находятся в одной упаковке, и купить их по отдельности не получится.

В отличие от комплекта, набор может быть собран уже розничным продавцом, и виды продукции в нем не всегда совпадают.

Например, магазин хочет устроить акцию, чтобы продать товары, которые давно хранятся на складе. Тогда он может объединить в набор два комплекта постельного белья и продавать его с еще одной простыней в подарок.

Комплекту достаточно одного кода маркировки, а в наборе свой код идентификации должен быть у каждого текстильного товара.

Если продавец хочет собрать набор, он должен внести в систему маркировки ИНН, код набора, а также список кодов всех видов белья, которые в него входят. Аналогичная схема работает для любой другой текстильной продукции.

Сроки перехода на маркировку текстиля

Эксперимент по маркировке товаров легкой промышленности начался с 27 июня 2019 года. В течение пяти месяцев маркировка постельного белья и всего домашнего текстиля была добровольной.

Обязательной она стала с 1 декабря 2019 года. К этому моменту все производители должны были приступить к тестированию программы для маркировки. На изучение новых правил бизнесу отвели чуть больше года.

Промаркировать все изделия легкой промышленности на рынке, включая остатки, нужно до 1 февраля 2021 года.

Когда введут обязательную маркировку текстиля, нарушителей правил начнут штрафовать.

Как устроены цифровые коды для маркировки постельного белья с 2020 года?

Для маркировки текстильной продукции и любых других изделий легкой промышленности нужен 2D штрихкод DataMatrix. Его наносят на этикетку конкретного товара, а также на упаковку или ярлык. Это оптимальная технология для большинства групп товаров, поскольку она позволяет использовать коды, которые не повторяются даже после того, как продукцию уже вывели из оборота.

Существует определенный порядок маркировки постельного белья, в том числе простыней, наволочек, и других видов белья, кроме нижнего.

Код, который производитель наносит на изделие, должен содержать:

  • индивидуальный серийный номер изделия (13 знаков);
  • код товара из 14 цифр (он же GTIN);
  • ключ проверки (четыре символа);
  • проверочный код (44 символа).

В двухмерных штрихкодах зашифрованы сведения о каждом товаре. Удобнее всего из распознавать с помощью терминала сбора данных или 2D сканера.

С чего начать маркировку постельного белья?

Начать работать с маркировкой постельного белья лучше уже с 2020 года. Потом продажу и перевозку товаров без специальных кодов полностью запретят, а нарушителей начнут штрафовать.

Для работы с кодами маркировки нужно:

  • получить усиленную электронную подпись;
  • установить онлайн-кассу, если вы еще не сделали этого, затем зарегистрировать ее в ФНС и начать использовать;
  • подключиться к системе электронного документооборота;
  • зарегистрироваться в Честном ЗНАКе.

Сверять коды удобнее с помощью сканера. Например, продавец может выполнять эту процедуру, когда получает от производителя комплекты постельного белья, а также когда у него в розничном магазине покупают этот товар.

Если потребитель решит вернуть покупку, продавец может вновь просканировать код маркировки, если он не был утерян или поврежден. Кстати, по закону «О защите прав потребителей», продавец обязан принять такой возврат, потому что постельное белье входит в категорию швейных товаров, но не относится к нательным предметам.

Узнать о правилах маркировки всех изделий легкой промышленности, включая домашний текстиль, можно из постановления Правительства № 1956. Скачайте документ и изучите все требования.

Как устроена маркировка столового белья?

Правила нанесения кодов на столовое белье, к которому относятся скатерти, салфетки, дорожки, подстилки и подставки, те же, что и для постельного белья. Перечень остальных товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке, есть . В нем же указан код ТН ВЭД 6302, одинаковый для всех видов текстиля.

Запись в классификаторе рядом с этим значением содержит 15 уточняющих кодов. Из них следует, что маркировать нужно трикотажное столовое белье, созданное машинным или ручным вязанием. Там же указано, что специальные коды нужны для белья из хлопчатобумажной пряжи и химических нитей.

Что нужно знать о маркировке туалетного и кухонного белья?

По аналогии со столовым и постельным бельем, получать GTIN нужно для текстильных изделий, которые используются на кухне. По закону к ним относятся чайные полотенца и полотенца для посуды.

Подумать о маркировке также нужно производителям туалетного белья и тем, кто продает такие товары. Это могут быть пляжные и банные полотенца, а также полотенца, которые используют для лица и рук. В ту же самую категорию входят перчатки и купальные простыни. Им, как и другим текстильным товарам, в ОКПД 2 соответствуют коды 13.92.13 и 13.92.14.

Подробное описание правил маркировки всех видов текстиля и требований к участникам проекта можно найти в Методических рекомендациях. Прочтите их, чтобы узнать, какая информация должна быть в коде маркировке и как его наносить.

Как подготовиться к обязательной маркировке текстиля и что делать с остатками?

Весь домашний текстиль относится к не портящимся товарам и потому нередко хранится на складе долго. Важно помнить, что любое текстильное изделие, включая скатерти, полотенца и постельное белье, подлежит маркировке.

Это касается и остатков — то есть товаров на оптовой базе или в магазине, которые, согласно документам, были куплены до 1 января 2021 года, но их не успели продать. Нанести коды на остатки, отгруженные после этой даты, продавцы должны до 1 февраля 2021 года. При этом пока оборот продукции без специальных кодов не запретят полностью, розница может продавать текстильные товары без маркировки.

Чтобы описать остатки, нужно провести ревизию и запросить маркировочные коды, а затем нанести их на продукцию. После этого можно ввести товар в оборот и продолжить работу.

Маркировка остатков постельного белья проводится по упрощенной схеме. В кодах товаров нужно указать:

  • страну производства;
  • код и товарный знак;
  • два символа номенклатуры;
  • возрастную категорию.
Срок действия упрощенных кодов для маркировки постельного белья и других видов текстиля не ограничен.

Стоимость кода — составляет 50 копеек без учета НДС. Столько же нужно платить и за маркировку остатков. В отличие от продавцов обуви у участников оборота текстильной продукции нет периода, когда они могли бы получить коды для остатков бесплатно. После нанесения штрихкода с необходимыми данными, подлинность товара могут проверить поставщики и покупатели.

Подробнее о том, как получить код и какое оборудование стоит приобрести уже сейчас, можно узнать из нашего вебинара «Маркировка-2020: новые группы товаров, учет, ЭДО и ОФД».

Штрафы

Если вы не уложитесь в отведенные сроки маркировки постельного белья и других текстильных товаров, вас могут оштрафовать.

Индивидуальный предприниматель, который производит текстиль и не наносит на него коды, может получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. С юридических лиц спрос еще выше, и потому их могут обязать отдать до 100 000 рублей.

С начала 2021 года избежать административного наказания не смогут и те, кто продает постельное белье и весь остальной текстиль без маркировки. За такое нарушение, а также за перевозку или хранение товаров без специальных кодов физические лица должны будут заплатить от 2000 до 4000 рублей. В случае с магазинами и индивидуальными предпринимателями штраф может вырасти до 10 000 рублей.

Размер выплат напрямую связан со стоимостью немаркированных товаров в обороте. Особо крупный ущерб начинается от 1,5 млн рублей. Если вы допустите такое нарушение, то вас не просто оштрафуют, но еще и конфискуют все товары, на которые вы не нанесли коды. Помимо этого, вас могут отправить на принудительные работы и лишить свободы на три года.

Последние новости о маркировке текстиля с 2020 года

  • Продажу, хранение и перевозку всех товаров легкой промышленности, которые не были промаркированы, запретят с 1 января 2021 года.
  • Нанести коды маркировки на остатки, которые были приобретены до 1 января, нужно до 1 февраля 2021 года. Важно, чтобы сроки приобретения товаров были подтверждены документами.
  • Потребители, которые сомневаются в подлинности товаров, могут проверить их через приложение ВКонтакте. Сейчас это доступно только для обуви, но скоро добавят постельное белье, одежду и остальные товары легкой промышленности.

Читайте также:
Вопросы и ответы о маркировке товаров
Что нужно знать о маркировке одежды
Возврат маркированных товаров

Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать