Маркировка постельного белья и других видов текстиля

В России действует маркировка постельного белья и других товаров легкой промышленности. Это значит, что производители, продавцы и импортеры не могут торговать текстилем без специальных кодов.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.

Попробовать МойСклад
  1. Какой текстиль надо маркировать
  2. Какое белье не надо маркировать
  3. Куда наносить код маркировки
  4. Маркировка наборов и комплектов
  5. Сроки маркировки текстиля
  6. Штрафы
  7. Как работает обязательная маркировка
  8. Что нужно для работы с маркировкой
  9. Порядок действий для торговли маркированным бельем
  10. Ответы на вопросы

Какой текстиль надо маркировать

Маркировать нужно постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. Перечень товаров:

Постельное белье

наволочки, пододеяльники, простыни, наматрасники

Столовое белье

скатерти, салфетки, дорожки, подставки, подстилки

Кухонное белье

полотенца для посуды, чайные полотенца

Туалетное белье

банные и пляжные полотенца, полотенца для рук, полотенца для лица, перчатки, купальные простыни

Полный список белья, которое подлежит маркировке, с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2 — смотрите в таблице. Если не знаете коды, уточните у поставщика.

Товар Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

6302

13.92.12
13.92.13
13.92.14

Если вы продаете постельное белье, скатерти или полотенца на маркетплейсах, их тоже надо маркировать.

Статья по теме: Маркировка товаров для маркетплейсов: что нужно знать

У МоегоСклада есть прямая интеграция со всеми крупными маркетплейсами — Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и другими. Массово выгружайте товары и цены, контролируйте остатки, создавайте автозаказы поставщикам, смотрите реальную прибыль со всеми затратами, ведите учет любых товаров — маркированных и немаркированных в одном месте.

Попробовать МойСклад

Какое белье не надо маркировать

Из обязательной маркировки исключили:

  • одеяла и дорожные пледы,
  • шторы для интерьеров,
  • занавеси, включая драпировочные, и подзоры (юбка) для кроватей,
  • нижнее белье,
  • кухонное и постельное белье, изготовленные ремесленниками.

Куда наносить код маркировки

Обязательная маркировка постельного белья и другой текстильной продукции невозможна без работы со специальными кодами. Речь идет о двухмерных штрихкодах Data Matrix, необходимых для каждого конкретного товара:

Data Matrix

Код содержит в себе:

  • код товара — 14 цифровых символов;
  • индивидуальный серийный номер единицы товара — 13 символов;
  • ключ проверки — 4 символа;
  • код проверки — 44 символа.

По Data Matrix можно получить подробную информацию о товаре:

Data Matrix
Data Matrix

Код маркировки может быть размещен на:

  • самом товаре;
  • ярлыках и этикетках,
  • на потребительской упаковке.

Главное условие, чтобы код нельзя было сорвать и удалить. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

В видеоинструкции показываем, как создать карточку товара и описать остатки, заказать коды маркировки и ввести их в оборот.

Маркировка наборов и комплектов

Домашний текстиль, например, постельное белье или полотенца, могут продаваться в комплекте или в наборе.

Комплект формирует производитель, он заказывает один код маркировки и наносит его на потребительскую упаковку. Например, внутри комплекта постельного белья не надо отдельно маркировать наволочки и простынь, только весь комплект. Расформировать комплект нельзя.

Набор может быть собран любым участником оборота, а в состав могут входить разные виды продукции. Например, магазин хочет устроить акцию перед Новым годом или 8 Марта, чтобы продать товары, которые давно хранятся на складе. Тогда он может объединить в набор два комплекта постельного белья и продавать его.

В наборе свой код идентификации должен быть у каждого текстильного товара. Наносят код на потребительскую упаковку набора.

Сроки маркировки текстиля

Продажа немаркированного домашнего текстиля запрещена с 1 января 2021 года. Нарушителей правил штрафуют.

Штрафы

За производство, ввод в оборот и продажу текстиля без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.

Статья по теме: Штрафы за нарушение правил маркировки товаров

Для торговли по закону и без штрафов подключите МойСклад — все процессы по продаже и учету маркированных товаров бесплатно. Заказ, сверка и вывод кодов из оборота. Импорт и экспорт накладных с данными о маркировке через ЭДО.

Попробовать МойСклад

Как работает обязательная маркировка

Требования по маркировке белья затрагивают тех, кто его выпускает, хранит или продает. Это производители, импортеры, оптовики и розничные магазины.

Общая схема выглядит так:

  • Производитель заказывает коды в Честном Знаке — операторе системы маркировки, и наносит их на каждый экземпляр продукции;
  • Производитель сообщает в Честный Знак сведения о вводе товара в оборот;
  • Производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ) с кодами маркировки для оптовика;
  • Оптовый покупатель принимает партию, передает данные об этом в Честный Знак — через ЭДО;
  • Оптовик отгружает товар розничной точке, при этом также формирует УПД;
  • Розница получает УПД от поставщика, подтверждает приемку;
  • При продаже кассир сканирует код маркировки, данные через ОФД (оператора фискальных данных) автоматически передаются в Честный Знак. Код выбывает из оборота.

Оптовика в этой цепочке может и не быть. Розничный продавец часто закупает товар напрямую у производителя и совершает те же действия — получает УПД, подтверждает приемку через ЭДО.

А так выглядит путь маркированного товара от производства до продажи:

Схема

Что нужно для работы с маркировкой

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2.
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад
Статья по теме: Как зарегистрироваться в системе Честный Знак
Полная информация для соблюдения закона: дедлайны по товарам и что с этим сделать

Порядок действий для торговли маркированным бельем

Приемка. Продавец в течение трех дней подписывает полученный от поставщика УПД, указанные там коды маркировки переходят в его собственность. Сделать это необходимо через ЭДО.

Перед подписанием УПД сверьте коды. Это можно сделать в сервисе МойСклад. Программа автоматически проверит, зарегистрирован ли код в системе Честный Знак, не принадлежит ли он другому поставщику или товару, и если найдет расхождения, то покажет.

МойСклад
Код маркировки не прошел проверку в сервисе МойСклад

Магазину остается оформить возврат поставщику, так как такой товар принимать нельзя. В этом случае следует составить акт ТОРГ-2. На основании расхождений поставщик сформирует исправленный УПД и направит документы повторно. Скачайте бланк акта ТОРГ-2 и образец его заполнения.

Скачать бланк ТОРГ-2

Продажа. Рознице при продаже необходимо вывести коды из оборота. Это можно сделать:

  1. Через онлайн-кассу: отсканируйте код маркировки, информация о продаже автоматически передается через ОФД в Честный Знак.
  2. С помощью смартфона, где установлено бесплатное приложение МойСклад. Кассир сканирует код маркировки камерой телефона и оформляет продажу. Данные также попадут в Честный Знак.
  3. Вручную. Для этого надо заполнить документ Вывод из оборота. Это можно сделать на сайте Честного Знака, но удобнее — в МоемСкладе, чтобы избежать ошибок.

Возврат. Если код маркировки на изделии сохранился, то можно вернуть его в оборот. В Честном Знаке надо указать данные о возврате. Сделать это можно через онлайн-кассу. В Честный Знак необходимо предоставить данные о возврате. В МоемСкладе прямая интеграция с АТОЛ, Штрих-М и другими.

Если на товаре код не сохранился, то белье перемаркируют и вводят в оборот заново.

Перемаркировка. Это обязанность продавца. Для этого он заказывает в Честном Знаке уникальный номер — GTIN, который станет частью кода маркировки.

Ответы на вопросы

Вот несколько часто задаваемых вопросов о маркировке домашнего текстиля.

Почему комплектом является только комплект постельного белья?

Все предметы комплекта должны быть из полотна одинаковых переплетения, вида, цвета и состава. Комплект нельзя продавать отдельно, предметы должны быть представлены вместе для розничной продажи как единое изделие. Индивидуальная упаковка или раздельная этикетировка каждого компонента такого единого изделия не влияет на его рассмотрение как комплекта.

Нужно ли маркировать товары легкой промышленности ремесленникам?

Маркировке не подлежат товары легкой промышленности, изготовленные ремесленниками. В списке таких товаров — трикотажные блузки машинной и ручной вязки, пальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, текстиль для кухни и постельное белье.

Необходимо ли фиксировать перемещение маркированных товаров между магазинами/ складами в рамках одного юридического лица?

При перемещении товара по складам внутри компании передавать данные в систему не нужно.

Нужно ли маркировать текстиль, если он производится по индивидуальному пошиву?

Если пошив по договору услуг, то такой товар не надо маркировать.

Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный Знак, а еще отразить это в товарном учете.

Удобнее вести работу в одном месте. Заказать коды и сообщить об их выбытии, обменяться документами с поставщиками через ЭДО. Любые операции с маркированными товарами — бесплатно на всех тарифах.

МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением в комплекте.

  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • контроль остатков на складах и товаров на реализации;
  • реальная прибыль по каждому товару;
  • печать чеков и ценников;
  • быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Валерия Королева
Валерия Королева Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
6 оценок, среднее 4.67 из 5
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о маркировке
Дополнительные материалы:
Горячая линия по маркировке в Telegram Задать вопрос
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать