В России действует обязательная маркировка для производителей, импортеров и продавцов ряда товаров. Без цифровых кодов запрещено продавать обувь, одежду, воду, молочную продукцию, пиво, табак и многое другое. Всем, кто работает с маркированными товарами, нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Разберем, как это сделать.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Сообщить о выводе кодов из оборота, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7.
Обязательная маркировка распространяется на следующие товарные категории:
Регистрироваться в Честном знаке должны не только производители, но и импортеры, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины.
Цифровые коды позволяют отслеживать движение товара. Схема выглядит так:
Штрихкод Data Matrix считывается 2D-сканером. Его размещают на каждом товаре по отдельности либо на общей транспортной упаковке. В коде зашифрована информация о товаре.
Когда штрихкод сканируют, система узнает, что товар отгрузили, продали или списали и вывели из оборота.
Торговать товарами с цифровыми кодами без регистрации в Честном знаке не получится. Общие принципы работы с маркировкой закреплены в распоряжении Правительства РФ № 791-р. Скачайте и изучите их.
Схема регистрации в Честном знаке для ИП и юрлиц одинаковая. Рассмотрим все этапы.
Это обязательно и для юридических лиц, и для индивидуальных предпринимателей. Получить УКЭП можно через любой аккредитованный удостоверяющий центр.
Перечень документов для юрлиц и ИП отличается, но и в том, и в другом случае подпись оформляют на руководителя организации.
Для работы с маркировкой понадобится криптографический плагин. Требования к такому ПО и инструкция по его настройке есть на сайте Честного знака.
Важно, чтобы браузер и операционная система подходили для работы с маркировкой. Из доступных ОС можно использовать Windows 7 и Mac OS X 10.8, а также их более новые версии. При выборе браузера стоит остановиться на Google Chrome 70, Mozilla Firefox 60, Internet Explorer 11 или Safari 12.
Необходимо скачать и установить криптографический плагин для браузера. Он нужен для создания и проверки электронной подписи на веб-страницах.
Доступные плагины:
Перед началом работы система сама проверит, все ли установлено и настроено. Если проблем нет, то на экране появится кнопка «Продолжить». Нажмите ее.
После проверки элементы, не прошедшие тест, будут отмечены красным цветом. Их надо установить — для каждого элемента будет активная ссылка.
Для этого нужно выбрать свой сертификат УКЭП из списка.
Заявке будет присвоен номер. На электронную почту придет письмо с подтверждением получения заявки на регистрацию, в течение 24 часов — письмо с результатом и ссылкой на ЛК.
Не обязательно искать письмо в электронной почте. Статус заявки можно проверить прямо на сайте Честного знака. Достаточно нажать кнопку «Проверить статус заявки» и указать ее номер в открывшемся окне.
Если все подтвердится, вы сможете сразу выбрать УКЭП и войти в личный кабинет.
Для продолжения регистрации необходимо войти в ЛК с помощью УКЭП.
После чего ответить на четыре вопроса:
При первом входе будет предложено пошаговое редактирование профиля и внесение недостающих сведений:
После заполнения обязательных данных на каждом шаге редактирования, нажмите кнопку Отправить заявку — данные уйдут на проверку Оператору. По результатам проверки на указанный при регистрации адрес электронной почты придет письмо со ссылкой на ЛК.
Если вы работаете с товаром, который участвует в эксперименте, то для входа в ЛК не нужно получать ответа от Оператора — зайти в ЛК можно после заполнения данных.
Для продолжения регистрации авторизируйтесь в ЛК с использованием УКЭП. Далее подпишите пакет документов для активации функций ЛК. После ознакомления с каждым документом подтвердите его подписание с помощью сертификата УКЭП.
Список документов для подписи:
Каждый раз при добавлении новой товарной группы создается новый пакет документов, который надо подписать.
После подписания договоров, необходимо пройти повторную авторизацию для активации всех функций в ЛК.
Перед заказом кодов маркировки, надо пополнить лицевой счет. Рассчитывайте сумму пополнения, исходя из стоимости 50 копеек без учета НДС за один код. Деньги спишутся после получения.
После регистрации ИП или компании в Чесном знаке руководитель может передать свои полномочия по работе с маркировкой сотрудникам.
Для этого нужна МЧД (машиночитаемая доверенность) — это аналог бумажной доверенности, который дает право сотруднику подписывать от имени организации электронные документы. Задача МЧД — подтвердить полномочия физического лица, которое составляет и отправляет официальные документы от имени компании по электронному документообороту (ЭДО).
Получить МЧД можно на сайте ФНС — это бесплатно. Или через специальные сервисы операторов ЭДО по созданию и управлению доверенностями — платно.
Есть два пути:
Чтобы добавить МЧД в разделе Пользователи → Доступ по доверенности нажать кнопку Добавить пользователя.
Затем загрузить доверенность, а в поле ID доверенности ввести идентификатор в формате UUID.
После запустится процесс поиска доверенности в ФНС и проверка возможности добавить эту доверенность в систему маркировки.
Если система маркировки не определит роль пользователя по кодам полномочий из доверенности, то выберите ее вручную:
Затем пользователь будет добавлен в систему маркировки и отобразится в разделе Пользователи → Доступ по доверенности.
Направьте запрос на электронную почту support@crpt.ru и укажите:
После этого сотрудник, на которого оформлена МЧД, сможет работать в системе маркировки от имени компании в соответствии со своими полномочиями, используя электронную подпись физического лица.
На каждый товар выдается уникальный код.
В Товарной группе заполните поля ввода данных, красным отмечены обязательные для заполнения.
От выбора способа выпуска товара в оборот будет зависеть способ ввода товара в оборот и дальнейшая подача сведений о товаре в ГИС МТ. В заказ можно включить несколько товаров.
Созданный заказ подписывается УКЭП. После модерации код доступен для получения.
Заказывать коды маркировки могут все, кто участвует в движении товаров к покупателю. Чаще всего первым наносит код производитель, который изготавливает продукцию и вводит ее в оборот. Если товар сделали за рубежом, а затем привезли в Россию, код для него заказывает импортер.
Опт и розница обычно приобретают уже маркированную продукцию и реализуют ее. Но есть ситуации, когда и они должны заказать цифровые коды. Например, когда нанесенные на товар коды повреждены и сканер не может их распознать.
Заказать, получить и сразу напечатать на этикетках цифровые коды можно в системе учета МойСклад. Код Data Matrix проставляется на стикеры автоматически. Используйте базовый шаблон или настройте свой. Работайте онлайн где угодно — программа доступна в любое время и с любого устройства.
Подробнее о том, как это сделать, смотрите в нашей видеоинструкции.
Loading...
Вводят товар в оборот производитель или импортер, у остальных участников процесса работа с маркировкой не заканчивается. Продавец должен принять товар, при продаже вывести его из оборота, при возврате от покупателя вновь ввести в оборот и при необходимости перемаркировать.
Документ о передаче маркированного товара формируется в следующих случаях:
Поставщик передает участнику оборота УПД — накладную с кодами маркировки для всех товаров. Обязательно — через систему электронного документооборота. Покупатель подписывает документ и становится владельцем товара.
Причины вывода товара из оборота: продажа, утеря, кража и т.д. Для вывода используются онлайн-кассы — они автоматически передают данные в Честный знак.
Если товар утерян или уничтожен, то владелец кода маркировки их списывает и указывает в Честном знаке одну из причин:
Если покупатель вернул товар, а маркировка не повреждена, то это надо отразить в Честном знаке:
Если код поврежден, товар перемаркируют.
Причины перемаркировки:
Причину надо подтвердить актом списания испорченного или утерянного кода.
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
На товаре нет кода маркировки |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 300 000 руб. — для ООО и ИП |
|
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки |
Штраф до 300 000 руб. Лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽ или доход за период до 6 месяцев |
|
Товары не введены в оборот Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации Нарушение сроков передачи данных в Честный знак |
1 000 — 10 000 рублей — для должностных лиц |
50 000 — 100 000 рублей — для ООО и ИП |
Да, использовать ЭДО обязательно.
Необходимое оборудование для розницы при работе с маркировкой:
Если код маркировки не преобразован из заказа в средство идентификации, срок хранения 90 дней. После он автоматически аннулируется и оплата не спишется.
Если участник оборота преобразовал код маркировки, то его срок действия не ограничен.
В одном заказе может содержаться не более 10 GTIN по 150 000 КМ для каждого GTIN. Одновременно не может быть более 100 активных заказов.
При отгрузке оформите универсальный передаточный документ с указанием причины — отгрузка ЮЛ, не являющемуся участником оборота.
Хранить немаркированный товар может:
Если обнаружили на складе товар с утерянным кодом маркировки, необходимо перемаркировать товар.
Сервис МойСклад — это учет товаров и рабочее место кассира в комплекте. Кроме работы с маркировкой вы можете:
Быстрый старт, поддержка 24/7.