С 2023 года маркировка квасов, морсов, компотов, соков и других безалкогольных напитков становится обязательной. Вводят ее поэтапно, чтобы все участники оборота могли подготовиться. Точные сроки, порядок действий и какую продукцию маркируют — в этой статье.
Продажа маркированных товаров — сложный процесс. Забить каждый шаг в систему Честный знак, а еще отразить это в товарном учете.
Удобнее вести работу в одном месте. Сообщить о выводе кодов из оборота, обменяться документами с поставщиками через ЭДО, получить данные об остатках и прибыли. Все это умеет МойСклад — учет любых товаров, рабочее место кассира и CRM в комплекте. Быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.
- Эксперимент и требования закона о маркировке
- Этапы и сроки введения
- Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе Честный знак
- Маркировка детской воды
- Что такое код DataMatrix
- Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
- Акцизные платежи на сладкие напитки
- Участники обязательной маркировки
- Подготовка к маркировке безалкогольных напитков
- Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке напитков и подключению к системе Честный знак
- Вопросы и ответы
Зачем нужно маркировать безалкогольные напитки
Около 20% безалкогольных напитков — контрафакт. Такие данные приводит научно-исследовательский институт Минфина. А с введением акциза на сахар, производители могут заменять его на опасные сахарозаменители. Маркировка безалкогольных напитков снизит количество фальсификата, а потребитель будет уверен в качестве и составе напитка.
Эксперимент и требования закона о маркировке
В соответствии с Постановлением Правительства № 858 с 1 июня по 31 августа 2023 года в России прошел эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Организации и предприниматели на добровольной основе наносили коды маркировки на подконтрольную продукцию. Этап был необходим для подготовки и отработки решений для всех участников процесса. Участие — добровольное.
С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 887 по обязательной маркировке отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе соков, морсов, квасов, энергетиков и напитков на растительном сырье. С этой даты маркировка безалкогольных напитков становится обязательной.
Этапы и сроки введения
Маркировка безалкогольных напитков вводится в три этапа, сроки зависят от вида упаковки.
Основные этапы:
1 сентября 2023 — производители и импортеры регистрируются в Честном знаке.
1 декабря 2023 — производители и импортеры маркируют безалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье).
1 марта 2024 — производители и импортеры маркируют напитки в алюминиевых и полимерных банках (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье).
1 июня 2024 — производители и импортеры маркируют все напитки в в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок.
5 ноября 2024 — начало объемно-сортового учета. При продаже напитков (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье) в стекле, полимерной упаковке, в алюминиевой и полимерной банке продавец сканирует код маркировки и передает сведения в Честный знак о выводе товара из оборота.
1 марта 2025 — вывод из оборота напитков в стеклянных и полимерных упаковках, в алюминиевых и полимерных банках, а также в кегах с помощью онлайн-кассы.
1 марта 2026 — все участники оборота ведут поэкземплярный учет.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе Честный знак
Маркируют:
- компоты фруктовые и ягодные;
- квасы;
- морсы;
- напитки безалкогольные, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, сок, вкусоароматические вещества;
- напитки на растительном сырье.
Полный список товаров — в таблице.
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
Напитки безалкогольные, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, сок, вкусоароматические вещества |
2202 10 000 0 2202 99 180 0 |
11.07.19.131 11.07.19.132 11.07.19.134 11.07.19.135 11.07.19.136 10.86.10.233 10.86.10.245 10.32.22 11.07.19.190 |
Напитки на растительном сырье |
2202 99 110 0 2202 99 150 0 |
11.07.19.133 |
Соки фруктовые или ореховые и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта (включая кокосовую воду), с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ |
2009 (кроме 2009 11) |
10.32.1 (кроме 10.32.17.140, 10.32.19.130, 10.32.19.140) 10.32.21 10.32.29.000 10.86.10.231 10.86.10.232 10.86.10.243 10.86.10.245 10.86.10.246 |
Компоты фруктовые и ягодные (за исключением содержащих плоды фруктов и ягод) |
2007 2008 |
10.39.22.120 |
Квасы |
2206 00 590 1 2206 00 590 9 2206 00 890 1 2202 10 000 0 2202 99 180 0 |
11.07.19.121 |
Морсы |
2007 2201 90 000 0 2009 (кроме 2009 11) 2202 10 000 0 2202 99 180 0 |
10.32.23.110 10.86.10.247 |
Не маркируют напитки для диетического лечебного и диетического профилактического питания, для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, а также концентраты и замороженные соки.
Маркировка детской воды
С 1 сентября 2023 маркировка детской воды стала обязательной. Маркируют воду с кодом ТН ВЭД 2201.
МойСклад бесплатно поддерживает работу с маркированным товаром: заказ и выбытие кодов, приемка, продажа, учет, обмен документами через ЭДО, прямая интеграция с системой Честный знак. Все операции в одном месте. Есть бесплатный тариф.
Что такое код DataMatrix
DataMatrix — это матричный двумерный код, в котором зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, срок годности и др.
Код состоит из:
- GTIN — 14 цифр;
- индивидуальный серийный номер — 13 символов;
- код проверки — 4 символа.
Куда наносить код маркировки
Маркировку наносят на упаковку или крышку товара. DataMatrix печатают черным цветом на белом фоне — так код удобнее сканировать, размер — 13×13 мм. Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Штрафы и ответственность за нарушения требований маркировки
За производство, ввод в оборот и продажу товаров без кодов маркировки предусмотрены штрафы, а за торговлю немаркированными товарами в особо крупных объемах и подделку кодов — лишение свободы до 6 лет.
Сумма штрафа за нарушение правил маркировки зависит от размера партии и категории нарушителя:
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
На товаре нет кода маркировки |
5 000 — 10 000 руб. — для должностных лиц 50 000 — 300 000 руб. — для ООО и ИП |
|
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки |
Штраф до 300 000 руб. Лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽ или доход за период до 6 месяцев |
|
Товары не введены в оборот Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации Нарушение сроков передачи данных в Честный знак |
1 000 — 10 000 рублей — для должностных лиц |
50 000 — 100 000 рублей — для ООО и ИП |
Акцизные платежи на сладкие напитки
С 1 июля 2023 вводится акциз на сахаросодержащие напитки. Ставка — 7 рублей за 1 литр.
Под акциз попадают напитки, упакованные в потребительскую упаковку и содержащие сахар (глюкозу, фруктозу и др.), сахарный сироп, мед.
Содержание углеводов в пищевой ценности должно превышать 5 г на 100 мл, но объемная доля этилового спирта — не более 1,2%.
Если напиток приготовили организации или ИП, оказывающие услуги в сфере общественного питания, платить акциз не надо.
Не признаются сахаросодержащими напитками:
- алкоголь крепостью более 0,5% и виноградное, плодовое, медовое, пивное и другие сусла, плодовые сброженные материалы и квас с содержанием этилового спирта менее 1,2%;
- пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза, за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода;
- соки, морсы, сиропы, молоко и молочная продукция, кисели или иные напитки на растительной основе, произведенные из зерен, злаковых, зернобобовых и масличных культур, кокоса, орехов или продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков или содержащих двуокись углерода.
Участники обязательной маркировки
Производители маркируют товар. Они должны получить коды в системе Честный знак, распечатать и наклеить их на товар. При передаче оптовому или розничному покупателю формируют УПД (универсальный передаточный документ) с кодами. Так происходит ввод товара в оборот.
Импортеры обязаны маркировать товар перед таможенными процедурами и ввезти его на территорию РФ уже с кодами. Для этого требуется передать этикетки с кодами Data Matrix на производство или на логистический склад. При дальнейшей продаже также формируют УПД.
Опт или розница получает партию товара от производителя или импортера вместе с УПД, где указаны все позиции с кодами.
Подготовка к маркировке безалкогольных напитков
Производитель/импортер | Опт | Розница |
|
|
|
Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке напитков и подключению к системе Честный знак
Вот что нужно сделать, если вы собираетесь работать с маркированными товарами.
Шаг 1: получить электронную подпись
Для регистрации в системе Честный знак и работы в ЭДО потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании получают ее в налоговой.
Шаг 2: заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД)
Если уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Шаг 3: подключиться к ЭДО
Необходимо, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Шаг 4: проверить технические возможности компьютера
- операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
- браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
- плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
- сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
Шаг 5: регистрация в системе Честный знак
На главной странице сайта входите в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого нужно заполнить анкету, указав категорию товара, а также основные сведения о себе. Как зарегистрироваться в системе Честный знак — подробная инструкция.
Шаг 6: купить 2D-сканер штрихкодов
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Шаг 7: подключить онлайн-кассу
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
Вопросы и ответы
Маркируют безалкогольные напитки в оборотной таре? Например столовая реализует напитки в офисы, их там разливают по стаканам, а бак уходит обратно?
Да, оборотную тару маркируют, код наносят на крышку или бутылку. После возврата тары код удаляют и наносят новый с новым продуктом.
Если столовая сама варит напитки и продает их в бумажных стаканах. Требуется ли маркировать товар?
Маркировке подлежит продукция, упакованная в потребительскую упаковку. В данном случае маркировка не требуется.
В чем отличие товаров в эксперименте от товаров обязательных к маркировке?
Товары в эксперименте и товары по обязательной маркировке регламентируются разными постановлениями.
Товары в эксперименте охватывают общую продукцию по коду ТН ВЭД, при обязательной маркировке имеется конкретный перечень по ТН ВЭД и ОКПД2.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.
- автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7, бесплатный тариф.