История успеха Steak@home

04 Апреля 2016

Стейк, вино, пятница, вечер, ресторан — для многих россиян это один из любимых вариантов отдыха. Не бояться есть мясо с кровью и платить за это немалые деньги нас постепенно научили гудманы, торро-грили и другие стейк-хаусы, которые уже несколько лет приглашают поесть элитной говядины в приятной обстановке. Неудивительно, что в России даже большие любители стейков не очень понимают, как можно приготовить это мясо самостоятельно, дома, и остаться довольными.

Сегодня мы беседуем с Сергеем Мороковым, сооснователем интернет-магазина мраморной говядины steakhome.ru, который обещает любому человеку классный стейк прямо на своей кухне. Мы узнаем, как торговать мраморной говядиной через интернет, можно ли самому готовить стейк и, конечно, как управлять мясным магазином с помощью МоегоСклада.





- Сергей, начинаем обычно с истории создания бизнеса. Как появился Steak@home?

- К 30-ти годам я сделал две важные вещи: женился и осознал, что хочу быть предпринимателем. После учебы в ВУЗе я работал аудитором в компании из Большой четверки и год финансовым директором в частной компании в Калининграде. После возвращения в Москву предстоял поиск работы, привычное обновление резюме на Хедхантере и собеседования. Хорошо помню момент, когда я понял, что делать это мне абсолютно не хочется. Тогда же было принято семейное решение дать мне шанс попробовать организовать свое дело. Поиск идеи занял месяц. Рассматривались разные варианты, преимущественно без больших начальных вложений и так или иначе связанные с интернетом. Идея с мраморной говядиной появилась случайно: знакомый рассказал о своем путешествии в Австралию и о том, как там популярны стейки. В течение недели я изучил предложение по мраморной говядине в Москве и начал планировать открытие своего интернет-магазина.

В сентябре 2013 года я сделал первую версию сайта, используя «конструктор». Примерно в это же время о своей идее я рассказал своему другу — Павлу Поцелуеву. Поскольку Паша очень любит стейки и тоже подумывал об уходе с наемной работы, он довольно быстро присоединился к проекту. А очень скоро сооснователей стало трое: к нам присоединился еще один товарищ — Энвер Мехтиев. Он остался внешним консультантом и помогал нам вечерами и по выходным.

Steak@home — наш первый проект. Мы совершенно не понимали, что у нас получится, ведь опыта предпринимательства не было. Мы не думали о масштабируемости, а просто хотели построить свое небольшое предприятие, которое давало бы нам доход сопоставимый, а желательно больший, чем от работы по найму. Чтобы всегда была возможность развития и все зависело бы только от нас.

- Почему вы решили продавать сырые стейки, а например, не стейк-хаус открыть?

- Потому что нам самим всегда было интересно готовить стейки дома. Даже по зарубежным сериалам хорошо видно, что стейк в Америке совершенно обычное домашнее блюдо. 5-7 минут на сковороде — и готово!

В России тоже есть поклонники стейков, но почему-то это у нас позиционируется как блюдо для ресторанов, каких-то особых случаев. Мы же хотим создать новую модель потребления.

- Мясо для стейка, очевидно, премиум-сегмент. Так не проще ли все-таки человеку пойти в ресторан, заплатить почти те же деньги и вообще ничего на кухне не делать? Какова была бизнес-идея?

- Приготовить стейк самому и заказать в ресторане — совершенно разные виды досуга. Сделать стейк для себя и друзей — это, скорее, удовольствие, чем повинность. Если говорить о стоимости, то приготовить стейк самому всегда будет на порядок дешевле, чем заказать такой же в ресторане. К тому же в нашем магазине доступны альтернативные стейки стоимостью 250-300 рублей.

Новой бизнес-идеи не было. Мы хотели создать магазин с качественным мясом и лучшим сервисом.

- Кто ваши поставщики и кто в компании выбирает мясо?

- В настоящее время у нас выстроены отношения с двумя десятками поставщиков — это российские производители мраморной говядины и импортеры. Основа ассортимента — отечественный производитель Праймбиф. Также у нас есть мясо из Японии, Уругвая, Аргентины, Новой Зеландии.

Вообще, мы могли закрыться много раз за эти два года. Проработав буквально три месяца, мы столкнулись с проблемой — начались санкции, и австралийскую говядину запретили. Достойной замены в России на тот момент не было. Но «запрещенку» начала заменять говядина из Аргентины, Уругвая и Новой Зеландии. Мы выжили.

Мы с партнерами всегда сами занимаемся выбором мяса для закупки. С большим удовольствием! Например, вчера я пробовал новый вид стейка российского производителя. Дегустация стейков — очень приятная и легкая обязанность. Поэтому передавать ее своим сотрудникам мы точно не будем :)

Готовить стейки просто и совсем недолго, но есть одно требование! Мясо изначально должно быть пригодно для этого. Если вы готовите правильную говядину, то единственный риск — просто не попасть в желаемую прожарку. Например, может получиться не medium, а medium well, а испортить мясо просто невозможно.

- Если все-таки срок годности стейкового мяса подходит к концу, что вы с ним делаете? Оно же очень дорогое.

- Те сроки хранения мяса, которые дает производитель, и наша работа по управлению запасами позволяет Steak@home избегать списаний. Но бывают случаи, когда мы можем стимулировать спрос — наши постоянные клиенты получают рассылки, где мы предлагаем хорошие скидки на некоторые позиции.

Иногда мы сами забираем домой мясо — тоже со скидкой. И наши сотрудники постепенно к этому пришли: регулярно берут что-то домой, несмотря на то, что продукт недешевый. Это говорит о том, что если распробовать, то трудно потом не стать приверженцем вкусного мяса.

- Идея Steak@home теперь хорошо понятна. Давай про то, как вы росли. Каким был первый год работы?

- Сначала было трудно. При небольшом количестве заказов мы не могли поддерживать широкий ассортимент. Товар у нас не замороженный, а должного уровня оборачиваемости еще не было. Если бы мы сразу ввели много позиций, то по каждой из них оборачиваемость бы замедлилась, а у нас же срок годности! Поэтому продавали мы только основные стейки и не было ассортимента приправ и утвари.

Весной 2014 года мы стали участвовать в фестивалях и маркетах еды. По сути это другой бизнес, но мы воспринимали его как способ продвижения: общались с людьми, получали обратную связь. Подобные мероприятия в течение полугода позволяли нам зарабатывать, платить себе хоть какую-то, минимальную, зарплату. Осенью мы стали совладельцами кулинарной студии. Партнерство длилось 8 месяцев, мы провели очень много мастер-классов по стейкам. Пока наш основной бизнес набирался сил, мы зарабатывали деньги в этой студии и расширяли ассортимент.

- Когда стало легче?

- В 2015-м мы выросли в 2,5 раза, а в 2016-м планируем в 4. У нас стало больше клиентов и заметно увеличилась доля постоянных. 70% мяса сейчас покупают постоянные клиенты. Их на данный момент более тысячи. Конечно, и на цифры, и на бизнес повлиял курс доллара. Некоторые позиции мяса подорожали почти в 2 раза. При этом мы продолжаем оставаться эксклюзивным магазином, потому что, например, японскую мраморную говядину можно купить только у нас или в нескольких Азбуках Вкуса.

- Как часто один постоянный клиент покупает мясо и какой у вас средний чек?

- В среднем клиент делает заказ раз в два месяца. Но есть и клиенты, которые заказывают несколько раз в месяц на 20-30 тысяч рублей. Наш средний чек — 6500 рублей, а начинали мы с 3500. Понятно, что на эту цифру повлияли инфляция и курс доллара.

- Когда вы окупились?

- Через год после открытия мы стали регулярно выплачивать себе зарплату. Сейчас она уже выше, чем при найме, до создания Steak@home. При этом мы всегда выберем вариант инвестировать свободные средства в развитие, нежели обеспечить себе больший доход.

- Что в планах. Каким будет 2016-й год?

Мы уверены, что вырастем в 4 раза. Не знаю, появится ли у нас в дальнейшем желание сделать большой магазин с широким ассортиментом, оставив сегодняшнюю нишу одним из отделов. Продавать курицу, рыбу и другое мясо.

Также мы планируем открыть офлайн-магазин. Это связано с тем, что даже у интернет-проекта должно быть представительство в офлайне. Есть категория клиентов, которые хотят прийти и понять, что мы настоящие. И, конечно, розница — это новый канал продаж.

- Какие вы используете каналы продвижения? Есть ли что-то экзотическое для интернет-магазина?

- Нет, ничего экзотического — Яндекс.Директ и Гугл. Эдвордс, рассылка по подписчикам и группа в Фейсбуке, регулярные мастер-классы по приготовлению стейков. Никакой накрутки фоловеров — мы работаем только с теми, кому действительно интересны.

- Наш любимый вопрос. Как вы стали пользоваться МоимСкладом?

- У нас возникла потребность в учете где-то через два месяца после запуска магазина — первое время мы целиком были сконцентрированы на запуске сайта. В феврале 2014-го мы задумались об автоматизации, а изначально учет вели в Экселе. Как только заказов стало несколько в день, мы поняли, что нужна какая-то программа. Один-два дня поиска — и мы выбрали МойСклад. Нам никто вас не рекомендовал. Нам понравился дизайн, легкость и то, что нет ничего лишнего. Неделю мы вели параллельный учет, чтобы правильно видеть остатки. И что нам очень понравилось: на тот момент мы не могли себе позволить ИТ-специалиста по внедрению, а с МоимСкладом сделали все сами!

- Как проходит обычный день в МоемСкладе?

- Каждый день проверяю заказы поступившие и заказы отгруженные — больше из любопытства, а чаще всего работаю в блоке «Финансы»: смотрю за текущими расходами, анализирую недельные продажи, разношу банковскую выписку в МойСклад.

Весь управленческий и финансовый учет ведется полностью в МоемСкладе. Остаток на расчетном счете и в кассе я вижу в МоемСкладе. В сервисе каждый вторник менеджер магазина и кладовщик проводят инвентаризацию. Кстати, это неочевидно для свежего мяса, но у нас практически нет списаний товара. Мы проверяем остатки вручную — в рамках одной позиции могут быть разные даты изготовления. Менеджер делает рукописный отчет, а непосредственно инвентаризация и какие-то корректировки, на 200-300 граммов (например, при взвешивании ошиблись), делается функционалом МоегоСклада. Выравниваются остатки и по каждому расхождению проводится анализ.

- Сергей, последние вопросы в наших интервью обычно философские. Ты как-то себе представлял бытность предпринимателя. А сейчас ты в ней живешь. Представление и реальность похожи?

- У меня не было размышлений о том, как будет выглядеть моя жизнь, когда я стану предпринимателем. Я просто хотел им быть. Но могу сказать, что очень большая разница в мотивации. Почти два года мы работаем без выходных, но в офис я всегда иду с удовольствием. Для меня это и есть та большая разница между своим делом и работой по найму.

- Совет для предпринимателей — традиционно!

- Самый популярный совет Ричарда Бренсона «Берись и делай» не теряет своей актуальности. Давать советы широкой аудитории я пока не готов, так как мы сами в начале пути. А вот про мясо для стейка расскажу всем интересующимся, например, в Фейсбуке: https://www.facebook.com/sergey.morokov

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать