Динамика оборотов в ритейле: онлайн и офлайн

В начале 2023 года непродовольственный онлайн-ритейл догнал по объемам розницу. Доля онлайн-продаж достигла 50% среди клиентов сервиса МойСклад. При этом количество розничных торговых точек в среднем на одну компанию растет практически во всех регионах.

Сервис МойСклад провел исследование, в котором проанализировал обороты онлайн и офлайн непродовольственного ритейла, а также среднее количество торговых точек по всей России на одну компанию в разрезе регионов. Эксперты решили подтвердить или опровергнуть тезис, что количество розничных точек сокращается за счет выхода предпринимателей в онлайн.

Специалисты МоегоСклада сравнили обороты компаний, торгующих офлайн и онлайн, определили доли, которые приходятся на эти каналы продаж, а также оценили количество розничных точек в динамике по регионам РФ.

В исследовании проанализированы обороты 30 тыс. компаний, действующих клиентов, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, торгующих в рознице, на маркетплейсах или через интернет-магазин.

Онлайн в погоне за розницей

Доля онлайн-продаж в январе 2021 года составляла 33% от всего ритейла, при этом обороты офлайн-магазинов в два раза превышали онлайновые среди 30 тыс.компаний — клиентов МоегоСклада. К концу 2021 года доля торговли в интернете выросла до 40%. А в ноябре 2022 года доли онлайн и офлайн ритейла практически сравнялись, обороты розничных точек пока превышают онлайновые на 2-8%. В апреле 2023 года доли по-прежнему остаются на уровне 50%.

Однако нельзя утверждать, что торговля в интернете растет исключительно за счет традиционных магазинов. Обороты увеличиваются как у розницы, так и у онлайна.

В 2022 году выручка онлайн-ритейла стала больше на 32% по сравнению с 2021 годом, а офлайн магазинов — на 23,1%. И даже несмотря на аномальный спрос в марте прошлого года, в этом году обороты интернет-торговли выросли на 21%, а розничной — на 8%. Цифры посчитаны без учета инфляции. Правильнее сказать, что на растущем рынке онлайн замедляет темпы роста розницы, перетягивая часть покупателей на себя.

Доля онлайн-продаж
Доля онлайн-продаж

Есть ли сокращение торговых точек?

Эксперты МоегоСклада проанализировали количество торговых точек непродовольственной розницы во всех регионах РФ в марте 2021, 2022 и 2023 года в среднем на одну компанию.

Офлайн-магазинов не становится меньше, а наоборот их количество растет. Если в марте 2021 года на одну компанию (малый и средний бизнес, без учета федеральных сетей) в среднем приходилось 1,48 торговой точки, в марте 2022 — 1,51, в марте 2023 — 1,56.

10 регионов, где доля торговых точек традиционно высока в целом по стране в 2022 году, выглядела так: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Челябинская область, Ставропольский край, Самарская область.

В 2023 году лидеры остались прежними за исключением Ставропольского края, который опустился на 14 позицию, а 8 место заняла Самарская область, 10 место — Нижегородская область.

Топ-10 регионов с самым высоким ростом торговых точек в среднем на одну компанию (март 2022 — март 2023):

  1. Владимирская область — 25%
  2. Самарская область — 21%
  3. Калининградская область — 19%
  4. Белгородская область — 15%
  5. Пермский край — 12%
  6. Иркутская область — 9%
  7. Краснодарский край — 8%
  8. Республика Крым — 8%
  9. Новосибирская область — 7%
  10. Оренбургская область — 6%

Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад

Наше исследование показало, что количество розничных точек в среднем на одну компанию не сокращается, а, наоборот, растет. Вопреки пессимистичным прогнозам, рынок торговли наращивает обороты. Покупатели активизировались после прошлогоднего полугодового простоя. При этом онлайн растет быстрее розницы.

Основные тенденции в сегменте непродовольственного ритейла 2023 года следующие:

  • продавцы в интернете, а в особенности маркетплейсы, стали основными выгодоприобретателями от ушедших с рынка западных компаний;
  • онлайн-торговля постепенно наращивает свою долю;
  • средний чек падает, но при этом увеличивается частота покупок. Это связано в первую очередь с развитием очень быстрой и бесплатной доставки, с ростом количества ПВЗ;
  • маркетплейсы продолжают быть основными драйверам роста в онлайн-ритейле. Все идет к тому, что на маркетплейсах постепенно можно будет купить практически любой товар, включая, например, строительную технику;
  • розница чувствует себя стабильно, офлайн магазины медленно, но растут по всей стране. Несмотря на сокращение трафика в торговых центрах, обороты розничных продаж по-прежнему увеличиваются. Неверно говорить, что розница сокращается, предприниматели закрывают магазины, а вся торговля ушла в онлайн.
Софья Сонина
Софья Сонина Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
2 оценки, среднее 3.44 из 5
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать