В начале 2023 года непродовольственный онлайн-ритейл догнал по объемам розницу. Доля онлайн-продаж достигла 50% среди клиентов сервиса МойСклад. При этом количество розничных торговых точек в среднем на одну компанию растет практически во всех регионах.
Сервис МойСклад провел исследование, в котором проанализировал обороты онлайн и офлайн непродовольственного ритейла, а также среднее количество торговых точек по всей России на одну компанию в разрезе регионов. Эксперты решили подтвердить или опровергнуть тезис, что количество розничных точек сокращается за счет выхода предпринимателей в онлайн.
Специалисты МоегоСклада сравнили обороты компаний, торгующих офлайн и онлайн, определили доли, которые приходятся на эти каналы продаж, а также оценили количество розничных точек в динамике по регионам РФ.
В исследовании проанализированы обороты 30 тыс. компаний, действующих клиентов, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, торгующих в рознице, на маркетплейсах или через интернет-магазин.
Онлайн в погоне за розницей
Доля онлайн-продаж в январе 2021 года составляла 33% от всего ритейла, при этом обороты офлайн-магазинов в два раза превышали онлайновые среди 30 тыс.компаний — клиентов МоегоСклада. К концу 2021 года доля торговли в интернете выросла до 40%. А в ноябре 2022 года доли онлайн и офлайн ритейла практически сравнялись, обороты розничных точек пока превышают онлайновые на 2-8%. В апреле 2023 года доли по-прежнему остаются на уровне 50%.
Однако нельзя утверждать, что торговля в интернете растет исключительно за счет традиционных магазинов. Обороты увеличиваются как у розницы, так и у онлайна.
В 2022 году выручка онлайн-ритейла стала больше на 32% по сравнению с 2021 годом, а офлайн магазинов — на 23,1%. И даже несмотря на аномальный спрос в марте прошлого года, в этом году обороты интернет-торговли выросли на 21%, а розничной — на 8%. Цифры посчитаны без учета инфляции. Правильнее сказать, что на растущем рынке онлайн замедляет темпы роста розницы, перетягивая часть покупателей на себя.
Есть ли сокращение торговых точек?
Эксперты МоегоСклада проанализировали количество торговых точек непродовольственной розницы во всех регионах РФ в марте 2021, 2022 и 2023 года в среднем на одну компанию.
Офлайн-магазинов не становится меньше, а наоборот их количество растет. Если в марте 2021 года на одну компанию (малый и средний бизнес, без учета федеральных сетей) в среднем приходилось 1,48 торговой точки, в марте 2022 — 1,51, в марте 2023 — 1,56.
10 регионов, где доля торговых точек традиционно высока в целом по стране в 2022 году, выглядела так: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Челябинская область, Ставропольский край, Самарская область.
В 2023 году лидеры остались прежними за исключением Ставропольского края, который опустился на 14 позицию, а 8 место заняла Самарская область, 10 место — Нижегородская область.
Топ-10 регионов с самым высоким ростом торговых точек в среднем на одну компанию (март 2022 — март 2023):
- Владимирская область — 25%
- Самарская область — 21%
- Калининградская область — 19%
- Белгородская область — 15%
- Пермский край — 12%
- Иркутская область — 9%
- Краснодарский край — 8%
- Республика Крым — 8%
- Новосибирская область — 7%
- Оренбургская область — 6%
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад
Наше исследование показало, что количество розничных точек в среднем на одну компанию не сокращается, а, наоборот, растет. Вопреки пессимистичным прогнозам, рынок торговли наращивает обороты. Покупатели активизировались после прошлогоднего полугодового простоя. При этом онлайн растет быстрее розницы.
Основные тенденции в сегменте непродовольственного ритейла 2023 года следующие:
- продавцы в интернете, а в особенности маркетплейсы, стали основными выгодоприобретателями от ушедших с рынка западных компаний;
- онлайн-торговля постепенно наращивает свою долю;
- средний чек падает, но при этом увеличивается частота покупок. Это связано в первую очередь с развитием очень быстрой и бесплатной доставки, с ростом количества ПВЗ;
- маркетплейсы продолжают быть основными драйверам роста в онлайн-ритейле. Все идет к тому, что на маркетплейсах постепенно можно будет купить практически любой товар, включая, например, строительную технику;
- розница чувствует себя стабильно, офлайн магазины медленно, но растут по всей стране. Несмотря на сокращение трафика в торговых центрах, обороты розничных продаж по-прежнему увеличиваются. Неверно говорить, что розница сокращается, предприниматели закрывают магазины, а вся торговля ушла в онлайн.