Сервис МойСклад изучил ситуацию в торговом бизнесе за 9 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022. Рост оборотов малого и среднего бизнеса по всей РФ составил 16,5%. Исследование основано на данных по выручке более 40 тысяч компаний и предпринимателей — клиентов МоегоСклада по всей России.
Обороты МСБ
Аналитики выяснили, что рост оборотов продолжается по всем каналам продаж. Рекордное повышение выручки традиционно показывают маркетплейсы, за 9 месяцев текущего года их обороты выросли на 32% к аналогичному периоду прошлого года.
Крупнейшие маркетплейсы в РФ — это Wildberries и Ozon. На них приходятся 69% от всех онлайн-заказов. Так, товарооборот Wildberries в 2022 году вырос на 98% до 1,67 трлн рублей, а Ozon — на 86%, до 832 млрд рублей. Тройку замыкает Яндекс Маркет с оборотом 308 млрд рублей. За ними с сильным отрывом следуют Мегамаркет и Lamoda с 36 млрд рублей и 61 млрд рублей оборота соответственно.
Оптовые продажи и непродовольственная розница также увеличили выручку — на 17% и 13% в этом году в сравнении с прошлым. В свою очередь интернет-магазины демонстрируют стагнацию, прирост к прошлому году составил лишь 4%.
Малый бизнес в количественном измерении
Растут не только обороты торговли, но и число малых и средних предприятий. На 10 сентября 2023 года их количество превысило 6,1 млн компаний, прирост составил 4,6% к прошлому году (по данным ФНС). При этом в текущем году новые предприятия МСБ стали активно открываться, на 19% больше, чем в прошлом. Количество селлеров на маркетплейсах увеличилось на 21% в 2023 году.
Тренды и тенденции
Вот ключевые направления.
Маркетплейсы
Прежде всего надо отметить, что торговать на маркетплейсах становится дороже и сложнее. Выход на один маркетплейс с минимальной партией товара (тестовой) обойдется примерно в 150 000 — 200 000 рублей для товаров повседневного спроса. Раньше — 50 тыс. руб.
Продавцам на маркетплейсах необходимо запускать рекламу, разбираться в SEO-оптимизации, делать качественный контент и работать с отзывами. Аналитики сервиса МойСклад отмечают, что растет количество селлеров, которые работают на маркетплейсах более двух лет.
В этом году заметно увеличивается доля селлеров, которые торгуют на двух и более маркетплейсах, в то же время новые продавцы чаще предпочитают в этом году Ozon, тогда как в прошлом году традиционно лидировал Wildberries.
Яндекс Маркет и Мегамаркет чаще используют как второй или последующий канал продаж. В среднем через год-полтора торговли предприниматели подключают еще один маркетплейс. Выручка у селлеров увеличивается при использовании второго канала продаж на 102%, при использовании более двух на 276% в среднем.
Интернет-магазины
Несмотря на то, что маркетплейсы вытеснили интернет-магазины, и обороты растут минимально, — средний чек у них самый высокий. Интернет-магазины становятся востребованными для покупки более дорогого или нишевого товара. Так, средний чек в классическом интернет-магазине в сегменте одежды составляет 11 490 рублей, а в маркетплейсе Lamoda почти вдвое ниже — 6050 рублей. Товары для охоты и рыбалки — 7 122 рубля, а для этой же категории на Яндекс Маркете — 4 820 рублей.
Розничные магазины
Рост оборотов непродовольственной розницы продолжается, это связано с восстановлением спроса после резкого падения в прошлом году, а также с большим наплывом китайской продукции, которой стало много в сегменте товаров для дома, одежды, автозапчастей и бытовой техники.
Розничные магазины продолжают открываться, а покупатели по-прежнему часто отдают предпочтение покупкам в офлайне. Это характерно для одежды, обуви, товаров для животных, подарков и товаров для детей.
Аскар Рахимбердиев, СЕО сервиса МойСклад
Потребительский спрос выровнялся и продолжает перераспределяться в сторону маркетплейсов. При этом в рознице ситуация достаточно стабильна, нет заметного сокращения торговых точек и спада продаж. Покупатель выбрал для себя категории товаров для покупки онлайн и офлайн.
Продолжают открываться новые магазины, где представлены российские производители. В МоемСкладе мы наблюдаем рост клиентов, у которых собственное производство.
Параллельный импорт и ввоз товаров из Китая позволили не допустить дефицита товаров, а предпринимателям наращивать обороты.
Маркетплейсы перестают быть площадкой новичков. В онлайн-гипермаркеты приходят более опытные бизнесмены, которые, как правило, уже торгуют в офлайне или онлайне, у них выше запас финансовой прочности, есть понимание бизнес-процессов. Порог входа и условия работы усложняются, начинающим становится труднее.
Нельзя не заметить новый тренд — растущую площадку Avito. Ее оборот уже превышает показатели Lamoda и составляет 64 млрд рублей. На площадке активно развиваются магазины, многие предприниматели используют ее как основной канал продаж. Avito предлагает большой ассортимент товаров из списка параллельного импорта.
В то же время развиваются технологии искусственного интеллекта, лидирующие позиции займут те, кто научится быстрее использовать нейронные сети для создания карточек товара, изображений, отзывов, SEO-продвижения.
Классические интернет-магазины тоже никуда не исчезли. Как правило, интернет-магазин открывают те, кто планирует остаться в бизнесе надолго, кто планирует развивать собственный бренд и наращивать клиентскую базу.
Для быстрого заработка больше подходят маркетплейсы, но для устойчивого роста — интернет магазин, по крайней мере как один из каналов продаж.
Конечно, товары повседневного спроса удобнее покупать на маркетплейсах, однако сложные, дорогие, нишевые товары по-прежнему востребованы в интернет-магазинах. Классический интернет-магазин позволяет контролировать финансовые потоки, взаимодействовать с аудиторией, использовать широкие возможности для продвижения.