МойСклад зафиксировал падение оборотов у малого и среднего бизнеса в октябре 2022 на −8% по сравнению с 2021 годом.
Аналитики сервиса проанализировали обороты более 16 тыс. действующих клиентов — представителей МСБ по всей РФ. Сравнили сентябрь-октябрь текущего года с прошлым.
Эксперты оценили реакцию покупательской активности и бизнеса на политическую ситуацию в стране до объявления частичной мобилизации и после нее, сравнив с теми же периодами в 2021.
По результатам исследования с 21 сентября по 18 октября 2022 обороты МСБ упали на −8% по сравнению с теми же датами в 2021 году. Падение оборотов в августе-сентябре текущего года в сравнении с прошлым составило −3%. Обороты сравнивались с учетом инфляции.
Как покупатели и бизнес отреагировали на объявление о частичной мобилизации
Падение оборотов непосредственно после объявления частичной мобилизации составило −3.7%.
В сравнении — обороты за периоды 24.08-20.09.2022 и 21.09-18.10.2022.
В прошлом году, несмотря на действие ковидных ограничений, обороты у малого бизнеса выросли в период с 21 сентября — 18 октября на 2,1% по сравнению с 24 августа — 20 сентября 2021 года.
Регионы
В регионах ситуация заметно отличается. В исследование вошли 10 регионов, где снижение оборотов достигло максимальных значений.
Первая цифра — снижение оборотов в октябре текущего года по сравнению с прошлым.
Вторая — падение оборотов на фоне объявления о частичной мобилизации, сравнение 4-х недель до и после 22 сентября.
- Иркутская область — −26% / −14,6%
- Самарская область — −19% / −2,8%
- Ленинградская область — −18% /-5,5%
- Удмуртская республика — −18%/-6,2%
- Воронежская область — −18%/-1,9%
- Волгоградская область — −17%/-11%
- Санкт-Петербург и Калининградская область — −15% /-3,3% и −5,3%
- Свердловская область — −14%/-6,9%
- Республика Башкортостан — −12% /-6,5%
- Тюменская область — −11%/-13,6%
Регионы, где обороты существенно выросли в этом году по сравнению с прошлым. Несмотря на рост оборотов к прошлому году, регионы показали отрицательную динамику к периоду 24 августа — 20 сентября 2022, то есть падение произошло после объявления частичной мобилизации.
- Красноярский край — 14% /-7,2%
- Республика Татарстан — 10%/-8,6%
- Новосибирская область — 8%/-5,3%
Столицы
В Москве и Московской области обороты упали на −7% в октябре по сравнению с прошлым годом. А вот частичная мобилизация практически не повлияла на покупательскую активность. После ее объявления выручка у предпринимателей сократилась всего лишь на −0,4% в Москве и на −6,7% в области.
В Санкт-Петербурге обороты уменьшились на −15% по сравнению с прошлым годом (21.09 — 18.10), а после объявления частичной мобилизации на −3,3%. В Ленинградской области падение сильнее — −18% и −5,5% соответственно.
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад
Финансовые показатели малого бизнеса довольно точно передают потребительские настроения. Наше исследование продемонстрировало, что ситуация изменилась. Если по результатам первой половины 2022 мы отмечали рост выручки у МСБ на 8% по сравнению с первой половиной 2021 года, то сейчас мы видим падение на ту же цифру — −8%.
Думаю, что потребительские настроения стали более пессимистичными. В апреле-мае обороты бизнеса и покупательская способность достигли уровня дофевральских показателей и продолжали расти вплоть до августа. Стабилизация национальной валюты, отсутствие дефицита товаров, ожидание быстрого окончания СВО способствовали оптимизму.
Однако к концу лета стало очевидно, что проблемы есть. Падение реальных доходов населения, рост безработицы и, наконец, частичная мобилизация не могли не отразиться на потребительском поведении. Покупатели перешли в режим экономии. Причем повышенный спрос на отдельные категории товаров мы тоже могли наблюдать, это в первую очередь товары для армии: рюкзаки, фонари, термобелье, экипировка и т.д.
Впереди черная пятница и Новый год, мы обязательно сравним их с прошлогодними показателями, когда действовали ковидные ограничения, и сравним с докризисным 2019 годом.