Сервис МойСклад проанализировал состояние малого и среднего бизнеса в 2023 году на территории РФ по сравнению с 2022 годом. Оценивались обороты, чеки и количество заказов 40 тыс. компаний — клиентов сервиса, торгующих в традиционной рознице и онлайн.
По данным аналитиков сервиса МойСклад, обороты МСБ в 2023 году выросли на 23% по сравнению с 2022 годом. Драйвером роста по‑прежнему выступает онлайн‑торговля, преимущественно маркетплейсы — их выручка увеличилась на 28%, у традиционной розницы тоже рост — 13%.
Количество заказов в онлайне на одну компанию выросло на 12% в прошлом году по сравнению с 2022 годом. Однако темпы роста заметно снизились, а с октября и вовсе начали падать. В октябре 2023 года заказов стало меньше на 5% по сравнению с октябрем 2022, в ноябре снизилось на 23%, а в декабре уже на 28%.
Хедлайнером декабрьских продаж стала традиционная розница
Традиционная розница вопреки всем пессимистичным прогнозам никуда не исчезла, а наоборот показывает положительную динамику. Количество чеков на одну розничную компанию увеличилось в 2023 году на 11% по сравнению с 2022 годом, при этом рост стабильный месяц к месяцу. В последнюю неделю декабря в рознице наблюдался ажиотажный спрос, количество покупок выросло на 25% по сравнению с началом месяца. При этом средний чек в традиционной рознице увеличился на 16% в 2023 по сравнению с 2022.
Тренды и тенденции 2023 и 2024
- Продолжается рост e‑commerce, однако темпы начали снижаться.
- Традиционная розница никуда не исчезла, она показывает стабильный рост. Количество магазинов будет увеличиваться.
- Спрос рос весь год и продолжит, если не будет каких‑то критических событий во внешней политике. Однако он сфокусирован на товарах массового сегмента и премиального.
- В 2024 году количество новых российских брендов увеличится, интерес к ним будет расти и дальше.
- Маркетплейсы будут и дальше дорожать как для продавцов, так и для покупателей. Крупные ритейлеры будут активно развивать собственные интернет‑магазины и нишевые маркетплейсы. Ценовые войны усилятся.
- Подорожавшая ипотека и сложности с выездами за пределы России будут стимулировать развитие внутреннего туризма, как следствие — рост МСБ.
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад
2023 год был удачным для бизнеса, растущие доходы населения в регионах за счет ОПК и туризма стимулировали спрос, который весь год был стабильно высоким.
Бизнес смог заменить товары, ушедшие из РФ, на полках российских магазинов появились новые бренды, к которым, как оказалось, открыт потребитель. В ушедшем году мы наблюдали рост новых компаний МСБ. Думаю, он продолжится и в новом, но делаю сноску, если не будет каких‑то кризисных ситуаций.
Тем не менее модель потребления постепенно меняется и приходит к тому, что покупатель взаимодействует с товаром несколько раз: смотрит вживую в рознице, сравнивает цены в интернет‑магазине и на маркетплейсах, может задать вопросы в социальных сетях, а покупает там, где выгоднее и удобнее.
Омниканалость из тренда переходит в тенденцию. Из‑за увеличения цен на маркетплейсах, вероятнее всего в 2024 году мы увидим интерес к интернет‑магазинам и нишевым маркетплейсам, а также к магазинам в Telegram и Вконтакте.
Открывать бизнес становится сложнее. Маркетплейсы, которые традиционно считались легкой площадкой для старта, меняют свой подход. Выйти на маркетплейсы становится не только дороже, но и сложнее — требования к профессиональным компетенциям увеличиваются.
Если раньше на том же Wildberries можно было продвинуть карточку в топ самовыкупами и отзывами, то сейчас этого недостаточно. Необходимо вкладываться в рекламу как во внутреннюю, так и во внешнюю, делать качественный контент, использовать seo‑оптимизацию, использовать технологии для визуализации, оперативно отвечать на отзывы и иногда бороться с потребительским терроризмом.
В то же время ужесточение законодательства, например расширение списка товаров обязательных к маркировке, и невозможность иметь высокую доходность, используя только один канал продаж, требует определенный запас ресурсов у предпринимателя, как денежных, так и кадровых.
Однако, несмотря на сложности, обороты у МСБ растут. Думаю, что сейчас время возможностей, время осваивать новые ниши, открывать новые каналы продаж, использовать технологии искусственного интеллекта и автоматизацию для бизнес‑процессов.