Облачный сервис МойСклад провел исследование, опросив 575 действующих селлеров, продающих товары хотя бы на одном маркетплейсе, с целью узнать как чувствуют себя предприниматели в условиях санкций, что изменилось в их работе, удалось ли начать продажи товаров из списка параллельного импорта.
10,2% опрошенных заявили, что они уже продают товары из списка параллельного импорта. Еще 3,5% планируют начать в ближайшее время.
Однако 86,3% предпринимателей ответили, что не продают такие товары, причем 15% не знают, что такое параллельный импорт.
Самый активный продукт на маркетплейсах из списка параллельного импорта — товары для дома, их продают 19% опрошенных.
На втором месте — одежда и обувь 17,5% опрошенных. На третьем — электроника и бытовая техника — 11,8%, товары для здоровья и красоты продают 10,4%. По 6% у товаров для детей и автозапчастей.
Более 39% селлеров указали на снижение оборотов, причем 17% из них подтвердили серьезное падение на 20% и выше, а 22% продавцов ответили, что выручка снизилась на 5-20%.
В то же время 43% селлеров утверждают, что у них ничего не изменилось, а 11% — отметили небольшой рост оборотов до 20%, причем 7% зафиксировали серьезное увеличение выручки на 20% и выше.
Большинство участников опроса (68%) утверждают, что не заметили дефицита продукции, тогда как 23% подтвердили, что испытывают трудности с поставками товаров, а 9% указали, что наоборот — товаров стало больше.
47% ответили, что работают с теми же поставщиками, что и до введения санкций.
30% подтвердили, что перешли на российские товары и российских производителей, 9% начали торговать с Китаем, 4% участников исследования заявили, что начали работать с Турцией, столько же с Киргизией и Казахстаном.
Главной сложностью оказалось снижение спроса (37%), на втором месте (27%) трудности с логистикой, на третьем дефицит товаров и необходимость искать новых поставщиков (18%), на четвертом инфляция (15%), на пятом вынужденный переход на другие товарные категории и сокращение ассортимента.
Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад
Можно уверенно сказать, что пока дела у селлеров обстоят неплохо, кризис они выдерживают.
Мы видим рост количества селлеров, которые пытаются сыграть на уходе западных компаний. Большой приток новых игроков обусловлен выходом небольших производственных региональных компаний: одежда, мебель, товары для красоты — три самых растущих направления на маркетплейсах.
Несмотря на нарушение логистических цепочек и контейнерного кризиса в Китае, серьезных сложностей с поставками нет. Селлеры смогли быстро найти поставщиков и производителей в Турции, Индии, Пакистане, России, Киргизии, причем в этих же странах покупают и европейские товары.
Интерес к маркетплейсам, начавшийся во время пандемии, никуда не ушел, как со стороны потребителя, оценившего все преимущества онлайн-покупки и быстрой доставки, так и со стороны предпринимателя, активно осваивающего этот канал торговли.
Программа параллельного импорта начала работать. 10% — это неплохой результат, тем более что пока она заработала не для всех категорий товаров.
Не решен вопрос с гарантийным обслуживанием бытовой техники и электроники, кто берет на себя ответственность за замену или ремонт. По-прежнему есть трудности при провозе автомобилей и запчастей — их невозможно доставить, не нарушая регламент таможенного союза, который запрещает провоз автомобилей без документов завода-изготовителя.
Предприниматели пока присматриваются к товарам из списка параллельного импорта, слишком много остается открытых вопросов. Как только эти вопросы будут прояснены, потребительских товаров из списка будет значительно больше.