Воронка продаж в Excel

Воронка — это универсальный инструмент анализа эффективности продаж в любых видах бизнеса. Показывает движение потенциальных клиентов от первого контакта с продуктом до покупки. Вы узнаете, какая их доля теряет интерес, а какая — остается с вами на каждом из следующих этапов.

Удобнее всего рассчитать и показать все с помощью Excel.

Содержание:
  1. Что такое воронка продаж и зачем она нужна
  2. Как создать воронку продаж и построить диаграмму в Excel: пошаговая инструкция
  3. Другие варианты визуализации воронки
  4. Вопросы и ответы

Эксперт статьи

Андрей Володин

Андрей Володин

менеджер продукта CRM в МоемСкладе

Что такое воронка продаж и зачем она нужна

Воронка продаж — это наглядное представление пути клиента от первого касания до сделки, то есть покупки товара или услуги. В зависимости от канала и маркетинга этот путь отличается.

Например, для e-commerce цепочка основных шагов такая: увидел рекламное объявление → перешел по нему на сайт → зарегистрировался → ввел данные банковской карты → оформил заказ.

Если потребитель совершил целевое действие, он переходит на следующий этап, не совершил — не переходит.

На старте у вас есть все, чье внимание удалось «зацепить». С каждым этапом их число сокращается. В финале остаются только самые заинтересованные, которые впоследствии совершают покупку или делают заказ.

Воронка лучше всего показывает этот принцип:

Воронка

На картинке — этапы типичной воронки продаж по модели потребительского поведения AIDA. Подробнее о ней мы рассказали здесь.

Важно! Реальные потребители не всегда проходят все этапы — некоторые пропускают, а иногда и вовсе не доходят до конца. Тем не менее моделирование дает понимание, как в среднем поступает «среднестатистический» клиент.

Воронка продаж помогает:

  • отслеживать, на каком этапе потенциальные клиенты уходят;
  • корректировать процесс продаж, чтобы избегать чрезмерного оттока;
  • строить и проверять гипотезы, тестировать рекламу;
  • составлять план для отдела продаж по данным за предыдущие периоды.

Подробную теорию с примерами вы найдете в нашей статье.

Далее покажем по шагам, как настроить воронку продаж в Excel.

Как создать воронку продаж и построить диаграмму в Excel: пошаговая инструкция

Прежде всего, необходимо знать, сколько контактов у вас на старте и сколько остается на каждом этапе воронки.

Шаг 1: сбор данных о потоке потенциальных клиентов

Если у вас интернет-магазин, данные можно собирать из Яндекс Метрики. Там есть все, что нужно знать: откуда приходит аудитория, какие разделы сайта посещают чаще.

Если вы ведете учет клиентов в CRM, найти данные не составит труда.

Шаг 2: занесение данных в таблицу

У вас будет таблица с колонками: Название этапа / целевого действия, Количество клиентов.

занесение данных в таблицу

Из данных выше мы понимаем, что рекламное объявление увидели 1 500 человек, а сделали заказ только 5 из них.

Шаг 3: расчет конверсии

Добавьте столбец со значением конверсии. Для каждого этапа она будет своя.

расчет конверсии

Чтобы рассчитать, какая часть увидевших объявление кликнули по нему и перешли на сайт, поделите количество кликов на количество показов. Вы получите показатель кликабельности. Его формула следующая:

CTR = количество кликов / количество показов * 100%

Аналогично примените ее для следующих этапов. В Excel можно просто протянуть формулу на нужные ячейки.

Важно учитывать все завершенные сделки: и положительные, и отрицательные. Сделки в процессе наоборот не учитываются — их результат еще неизвестен.

Шаг 4: построение диаграммы в Эксель

Когда данные воронки готовы, можно приступать к визуализации. Мы рассмотрим способ, доступный во всех версиях Microsoft Excel, в том числе в ранних.

Способ не самый простой, но поможет, если в вашей программе нет встроенного решения для построения воронки.

  1. Добавьте в таблицу вспомогательный столбец для отсчета отступов:

    построение диаграммы
  2. Впишите в него формулу, которая позволит отобразить слои в нужном масштабе и в форме воронки. Формула следующая:B2=($C$2*1,5-C2)/2.
  3. Протяните формулу на все строки:

    построение диаграммы
  4. Выделите получившуюся таблицу и добавьте линейную диаграмму с накоплением, вид — горизонтальные столбцы.

    построение диаграммы
  5. Вы увидите такой промежуточный результат:

    построение диаграммы

    Красный цвет — это и есть нужная диаграмма, остальные блоки сделайте прозрачными. Нажмите «Стиль диаграммы» — откроется редактор диаграмм.

  6. Настройте цвет и прозрачность, как на скриншоте ниже:

    построение диаграммы

Диаграмма в виде воронки готова. Остается убрать все лишнее и перекрасить в нужные цвета важное.

Вы можете просто использовать наш готовый шаблон, он построен по тому же алгоритму.

Сделайте копию шаблона и работайте с ней на вашем Google Диске. Запрашивать доступ не нужно.

Шаг 5: последние штрихи

  • Перекрасьте слои в любой цвет на ваш выбор. Для этого кликните по диаграмме и нажмите в контекстном меню «Стиль диаграммы» — откроется редактор.
Воронка продаж
Воронка продаж
  • Поменяйте масштаб, чтобы все этапы воронки были наглядными.
  • Удалите легенду кнопкой Delete.
  • Удалите границу вертикальной оси, сделав ее прозрачной в редакторе диаграмм, разделе «Вертикальная ось».

Другие варианты визуализации воронки

В новых версиях программы доступны более быстрые способы построения воронки.

Встроенный готовый тип диаграммы «Воронка продаж»

Выделите таблицу со значениями каждого этапа и на вкладке Вставка найдите и выберите готовый тип — Воронка. Внешне такой вариант ничем не отличается от построенной по шаблону.

Рисунок SmartArt

Вариант, где нет точности по масштабу. Пригодится для презентаций, если основная задача — показать количество, названия и значения этапов воронки.

Алгоритм:

  1. В меню «Вставка» добавить рисунок SmartArt;
  2. Указать нужное количество слоев и озаглавить их в полях «Текст»;
    Изображение
  3. Задать значения для этапов. Если это сделать с помощью формул со ссылками на ячейки, числа на воронке будут обновляться автоматически вслед за редактированием ячеек.
  4. Настроить нужный дизайн.

Excel и Google-таблицы позволяют детализировать воронки любого уровня, однако все данные нужно вносить вручную, чтобы не допустить неточностей из-за человеческого фактора. Есть более сложные инструменты, которые автоматизируют работу с данными — это Power BI и CRM-системы.

Power BI

Сервис для построения воронки на основе большого массива данных. Для малого бизнеса в нем нет смысла. Сервис платный и потребует много времени на внедрение и обучение.

CRM-система

Система фиксирует каждую сделку и добавляет в воронку продаж. На выходе вы получаете готовую статистику и отчет о продажах.

Пример, как выглядит воронка продаж в сервисе МойСклад:

Изображение

Вопросы и ответы

Разберем частые вопросы о воронке продаж.

Разница — в готовности к покупке. Объясним на примере самой простой воронки:

  • Вершина воронки — это самая многочисленная «холодная» аудитория. Эти люди испытывают потребность в продукте, думают о его приобретении.
  • Середина воронки — потенциальные клиенты, которых зацепила ваша реклама.
  • Дно воронки — это «горячая» аудитория, то есть люди, которые оформили заказ / сделали покупку.

Вы считаете конверсию между этапами, чтобы узнать в процентном соотношении:

  • сколько людей, увидевших объявление, кликнули по нему;
  • сколько посетителей сайта прошли регистрацию;
  • сколько зарегистрировавшихся пользователей добавили товары в корзину или заказали услугу;
  • сколько пользователей оплатили товар / услугу.

Общая конверсия — это процент людей, которые стали клиентами из всех, кто увидел рекламу. Причем для каждого бизнеса — свои показатели. Для кого-то норма 3%, для других — 10% и т. д.

Длина воронки — это количество всех этапов, которые проходит потенциальный клиент от первого контакта до покупки.

MS Excel 2016 и новее.

В помощь — CRM-система. С клиентской базой удобно работать, например, в МоемСкладе. Вы видите все заказы по статусам, работаете с программами лояльности. Прямо из программы можно отправлять рассылки, в том числе через мессенджеры; смотреть аналитику и оптимизировать рабочие процессы.

Помимо воронки продаж в МоемСкладе есть все для малого и среднего бизнеса. Быстрый старт без обучения, поддержка 24/7.

Есть бесплатный тариф без ограничений по времени.

  • Управление товарами, остатками, ценами и заказами на всех площадках из одного окна;
  • Массовая загрузка и обновление товаров и цен;
  • Контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается
  • Заказы поставщикам на основании статистики продаж либо неснижаемого остатка;
  • Поддержка маркировки «Честного знака»;
  • Интеграция со службами доставки, интернет-магазином, маркетплейсами, мессенджерами, онлайн-кассами и торговым оборудованием;
  • Более 100 готовых шаблонов договоров, актов, накладных и других документов;
  • Ведение клиентской базы и контроль задач сотрудников;
  • Реальная прибыль по каждому товару с учетом возвратов, комиссий и прочих затрат.
Попробовать МойСклад
Читайте также:
Ксения Килина
Ксения Килина Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
3 оценки, среднее 3.56 из 5
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать