Платежный календарь в Excel

Чтобы не допустить кассового разрыва, надо каждый день отслеживать движение денежных средств. Поможет в этом платежный календарь. Самый самый простой и понятный способ его вести — таблица в Excel.

Содержание:
  1. Что такое платежный календарь и зачем он нужен
  2. Из чего состоит платежный календарь
  3. Правила и требования при подготовке платежного календаря
  4. Как составить платежный календарь в Excel: пошаговая инструкция
  5. Реестр платежей
  6. Доработка календаря под свои задачи
  7. Автоматизация работы с платежным календарем
  8. Вопросы и ответы

Что такое платежный календарь и зачем он нужен

Платежный календарь — это удобный инструмент для учета движения денежных потоков. Он помогает контролировать и планировать расходы, отслеживать сроки оплаты кредитов, счетов и так далее.

У платежного календаря две основные задачи:

1. Контроль дебиторки и кредиторки.

Когда вы продаете товар или оказываете услугу, деньги не всегда приходят сразу. Кто-то платит через неделю, кто-то через месяц. Чтобы не понести убытки, нужно следить за оборачиваемостью дебиторской задолженности. Платежный календарь показывает, кто вам должен, сколько и когда заплатит. Также он подскажет, когда и сколько вы должны заплатить своим поставщикам.

Это полезно не только для контроля, но и для переговоров. Например, вы видите, что у вас в ближайшие дни пиковая нагрузка по оплатам. Тогда можно заранее обсудить с поставщиками перенос сроков или договориться о частичной оплате. Или наоборот — можно предложить клиентам скидку за быструю оплату или дать рассрочку.

2. Предупреждение кассовых разрывов.

Иногда ситуация складывается так, что денег на счету недостаточно, а платить нужно. Платежный календарь заранее покажет, когда возможен кассовый разрыв. Вы можете быстро среагировать: перенести оплату, перераспределить средства между проектами или привлечь дополнительные деньги.

Допустим, у одного проекта временно появились лишние средства, а у другого не хватает. Календарь помогает увидеть это и быстро закрыть «дыру», направив деньги туда, где они нужнее.

Из чего состоит платежный календарь

Платежный календарь в Excel — это таблица, где по дням расписаны несколько финансовых показателей:

  • количество денег на расчетных счетах и в кассе на начало дня,
  • поступления и траты за день,
  • остаток денег на конец дня.

Документ лучше составлять на небольшой промежуток времени — неделю или месяц, чтобы сразу видеть остатки денег на начало и конец каждого дня. А плановые списания и поступления привязать к конкретным датам.

Шаблон
Шаблон платежного календаря

Правила и требования при подготовке платежного календаря

Простой платежный календарь можно составить в Excel-таблице. Но нужно соблюдать ряд несложный правил:

  • Регулярный сбор данных. Нужно постоянно собирать информацию о всех ожидаемых поступлениях и платежах. Их можно найти в договорах, счетах-фактурах, графиках платежей и других документах.
  • Приоритизация платежей. Надо понять, какие из платежей надо обязательно перечислить в определенный срок (например, налоги, зарплаты, аренда), а какие можно сдвинуть или отложить (например, отдельные закупки, расходы на рекламу).
  • Анализ денежных потоков. Своевременный анализ таблицы поможет понять, где возможен кассовый разрыв и заранее спланировать платежи.
  • Регулярное обновление. Для надежного финансового планирования платежный календарь нужно постоянно обновлять и корректировать.

Как составить платежный календарь в Excel: пошаговая инструкция

Рассмотрим по шагам, как сделать платежный календарь. Разберем наш готовый шаблон. Мы разместили его в Google документах — принцип тот же самый, что в Excel.

Шаг 1: Сделайте копию документа

Откройте таблицу и скопируйте на ваш диск. Так вы сможете сразу менять ее вносить свои данные.

Сделайте копию шаблона платежного календаря и работайте с ней на вашем Google Диске. Запрашивать доступ не нужно.

Сделайте копию документа

Шаг 2: Определите период, на который составляете календарь

Обычно это неделя, месяц или квартал. В шаблоне платежного календаря указан месяц, вы можете изменить на нужный вам период. Даты можно менять, дни недели подставляются автоматически.

Определите период

Шаг 3: Заполните платежный календарь

Для начала укажите:

  • остатки денежных средств на начало периода. Они равны конечному сальдо предыдущего периода,
  • остатки денежных средств на конец периода. Это сальдо на начало периода плюс сумма движения денежных средств за период.

Статьи движения денежных средств лучше раскрывать по видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Иначе сложно будет анализировать информацию и увидеть проблемы.

Затем на каждый день заполните три суммы:

  • план — сколько вы ожидаете потратить или получить в этот день,
  • факт — сколько реально поступило или ушло,
  • откл. — показывает отклонение, оно рассчитывается автоматически. Положительное значение — перевыполнение доходов или экономия по расходам. Отрицательное — недопоступление доходов или перерасход.
Заполните платежный календарь
Доходы и расходы в платежном календаре

Вы можете удалять ненужные или добавлять необходимые вам строки, а также менять названия статей.

Шаг 4: Разделите доходы и расходы по цветам

Для наглядности используйте цветовое кодирование: например, зеленым — поступления, красным — расходы. Это упростит анализ. Также можно выделить другим цветом выходные дни — так календарь станет нагляднее.

Разделите доходы и расходы

Шаг 5: Не удаляйте предыдущие месяцы

Сверните их, используя группировку в Excel. Если начали формировать платежный календарь в середине года, заполните его с начала года или хотя бы с начала текущего квартала. Так видно повторяющиеся платежи — проще их планировать.

Шаг 6: Регулярно заполняйте и анализируйте платежный календарь

Календарь недостаточно просто составить, нужно работать с ним хотя бы раз в неделю. Это позволит узнать остаток средств на расчетных счетах и ставить задачи на следующую неделю. Например, если вы видите, что денег не хватает, можно договориться с покупателями о предоплате, а с поставщиками — о задержке перечислений на несколько дней.

Реестр платежей

По желанию можно облегчить себе жизнь и создать реестр платежей, данные из которого будут поступать в платежный календарь автоматически.

Создайте новый лист в шаблоне платежного календаря в Excel, назовите его «Реестр платежей». Там впишите списком каждую денежную операцию с указанием контрагента, даты и суммы.

Затем с помощью функции «Сводная таблица» сформируйте сам платежный календарь. После этого нужно настроить, какая информация будет отображаться в столбцах, а какая — в строках. Выбираем «Столбцы» для даты, «Строки» для вида операции, контрагента, названия операции и «Значения» для суммы.

Пример
Пример реестра платежей

Доработка календаря под свои задачи

Мы подготовили базовый пример платежного календаря. Он подойдет небольшой компании, у которой не так много операций.

При необходимости таблицу можно изменить. Например, добавить недостающие или убрать лишние статьи поступлений и платежей. Или же иначе структурировать их, например, подробнее расписать налоговые платежи (НДС, налог на прибыль или доход, НДФЛ, взносы по единому тарифу и дургое).

Или если у компании много материальных затрат, будет полезно сделать их разбивку по видам: сырье и материалы, инструменты и комплектующие, коммунальные расходы (вода, энергия, газ) и связь, затраты на содержание и эксплуатацию имущества и так далее. Это позволит лучше контролировать затраты.

Автоматизация работы с платежным календарем

Если вы только начинаете развивать бизнес, можно ограничиться шаблоном платежного календаря в Excel. Как только вы начинаете расти, понадобится специальная программа. Например, МойСклад. Это товароучетная система, где в том числе есть данные о ваших финансах.

Программа подходит для того, чтобы анализировать данные по счетам: следить за остатками и оборотами. Можно выгружать сведения в 1С: Бухгалтерию для подготовки отчетности, работать с ЭДО и использовать интеграции с банками, чтобы загружать выписки и отправлять платежные поручения.

МойСклад избавит от рутинных операций и ошибок в учете, а значит, сэкономит ваш бюджет. Подходит для производства, торговли в рознице и онлайн, а также для опта и общепита.

  • Реальная прибыль по каждому товару. Также — данные по оборотам и выручке в разрезе товаров и сотрудников.
  • Выставление счетов, формирование УПД в два клика.
  • Создание прайс-листов без экспорта в Excel.
  • Встроенная CRM — планирование, контроль и общение для любого количества сотрудников.
  • Заказы поставщикам на основании статистики продаж.
  • Массовое обновление цен и товаров.
  • Поддержка маркировки.
Попробовать МойСклад

Вопросы и ответы

Разберем частые вопросы о составлении и ведении платежного календаря.

Платежный календарь иногда путают с еще одним инструментом финансового планирования — бюджетом движения денежных средств (БДДС). У документов разные цели:

  • Платежный календарь чаще всего формируется на короткий период (неделя, месяц), а БДДС — на долгосрочный период (квартал, год).
  • При составлении платежного календаря используют более детальные данные, включают точные даты и суммы платежей. БДДС представляет более обобщенную информацию о денежных потоках.
  • платежный календарь используется для постоянного управления финансовыми потоками и обеспечения своевременности платежей, а БДДС — для стратегического планирования и анализа финансовой устойчивости предприятия.

Среди плюсов стоит отметить, что доступность — Excel или Google Диск установлен почти у всех. Это бесплатно.

Главный минус — нужно самому заполнять, копировать, обновлять. А это значит, что легко ошибиться или забыть внести данные.

Желательно утвердить регламент составления платежного календаря: назначить ответственное лицо, выбрать период составления, а также время подготовки (например, за 2 недели до начала срока), разработать форму календаря и порядок контроля его исполнения. Чаще всего составлением и ведением календаря занимается бухгалтер или финансовый директор, но в небольшом бизнесе — часто сам собственник или его помощник.

Автоматизировать работу бизнеса поможет МойСклад.

  • контролируйте остатки на складах и товаров на реализации;
  • создавайте заказы поставщикам на основе статистики продаж или неснижаемого остатка;
  • смотрите реальную прибыль по каждому товару;
  • считайте плановую себестоимость до начала работ;
  • контролируйте и снижайте объем незавершенного производства;
  • быстрый старт, поддержка 24/7.

Попробуйте прямо сейчас — после регистрации 14 дней бесплатно.

Попробовать МойСклад
Читайте также:
Екатерина Пашина
Екатерина Пашина Эксперт МоегоСклада
Была ли эта статья полезной?
2 оценки, среднее 3.44 из 5
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать