Аналитики сервиса МойСклад оценили ситуацию в торговом и производственном бизнесе по всей стране в 2023 году. Обороты компаний МСБ увеличились на 19% в первом полугодии текущего года по сравнению с 2022.
В исследовании приняли участие более 40 тыс. компаний, действующих клиентов МоегоСклада, представителей малого и среднего бизнеса по всей РФ, продающих товары в розницу и онлайн.
Эксперты анализировали обороты компаний в динамике, сравнивая первые шесть месяцев 2023 года с аналогичным периодом 2022 по одним и тем же компаниям. Оценивалась средняя выручка на одну компанию в разрезе регионов и каналов продаж: розницу, опт, интернет-магазины и маркетплейсы.
Первое полугодие 2023 года показало стабильный рост всех каналов продаж, обороты увеличились на 19%. Рекордное повышение выручки который год подряд демонстрируют маркетплейсы — 31%. На маркетплейсах пики покупательской активности пришлись на январь, апрель и май, рост на 40%, 41% и 39% соответственно.
Розничные продажи также показывают положительную динамику — 17% по сравнению с прошлым годом. Здесь в апреле, мае и июне была наибольшая покупательская активность: 22%, 21% и 21%.
Топ 5 регионов с наиболее растущими оборотами в 2023 году по сравнению с 2022
Ростовская область — 27%
Калининградская область — 21%
Республика Крым — 19%
Новосибирская область — 16%
Пермский край — 16%
Москва и Московская область показывают прирост 12% и 8%, Санкт-Петербург и Ленинградская область — 11% и 10% соответственно.
Спрос на покупки в интернет-магазинах остается в пределах инфляции — 8%, однако в мае был рекордный всплеск продаж, обороты выросли на 24%. Оптовые продажи показывают рост на 17%, пик пришелся также на май — 24%.
Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса МойСклад
Если 2022 год показывал небольшое падение, а с учетом инфляции — стагнацию, то этот год, наоборот, демонстрирует хороший рост. Несмотря на пессимистичные прогнозы, малый и средний бизнес в очередной раз показал свою устойчивость и гибкость.
Внешние факторы, если это не закрытие бизнеса, как в ковидном 2020 году, гораздо меньше влияют на малый бизнес по сравнению с крупным, предприниматели научились приспосабливаться и находить новые возможности. Вопросы с логистикой, поставщиками и оплатами малый бизнес смог решить.
Растут не только обороты, на 3,8% выросло количество ИП, а общее число субъектов МСБ увеличилось на 2,1%. При этом стало меньше закрытий, на 38% по сравнению с прошлым годом сократилось количество компаний, прекративших свою деятельность.
В прошлом году потребители выжидали, полгода длился режим экономии, однако с ноября 2022 года мы наблюдаем постоянный рост покупательской активности.
В этом году был рекордный январь и май, когда спрос традиционно падает. Думаю, это связано в первую очередь с тем, что, во-первых, спрос восстановился и покупатель устал экономить, а во-вторых, — значительно дороже и сложнее стало уезжать за границу в традиционно отпускной период, покупательская активность сосредоточена внутри страны.
Тренды, которые помогают МСБ наращивать выручку:
- Параллельный импорт
- Уход крупных западных компаний освободил ниши
- Снижение стоимости и гибкие условия аренды в ТЦ
- Рост трафика на маркетплейсах
- Снижение количества проверок со стороны государства