Потребительская активность в 2022 году: розница vs маркетплейсы

01 марта 2023

Весь прошлый год ознаменовался трудностями для предпринимателей, при этом потребительскую активность качало словно маятник: то в сторону небывалого роста спроса в марте, то затишья летом. Россияне как могли экономили, но ближе к ноябрю сдались и начали энергично закупаться на маркетплейсах и в рамках зимних акций продавцов, и с учетом старта традиционной «черной пятницы».

Как в 2022 менялась потребительская активность и рынок в целом в розничной торговле и на маркетплейсах — рассказывает сооснователь сервиса МойСклад Аскар Рахимбердиев.

Рост популярности

По 2022 году мы видим, что все большее число покупателей выбирают маркетплейсы в качестве основной альтернативы непродуктовым розничным магазинам. Во многом это связано с тем, что маркетплейсы и продавцы на площадках перестроились в разы быстрее. И если в розничном магазине товар мог надолго исчезнуть с полки, то селлер площадки находил эту замену, конечно, в разы быстрее — в среднем от месяца.

Если в марте потребители закупались с оглядкой на уходы крупных зарубежных брендов — от одежды до бытовой химии, то ближе к зиме они уже привыкли к разнообразию аналогичных товаров под другими марками из той же Турции.

При этом рост популярности и спроса потребителей на маркеты в декабре, помимо акций, мы также связываем и с оперативным развитием параллельного импорта, и с удобным интерфейсом площадок, конечно, и с условиями доставки. Все это распробовало, в том числе и старшее поколение, до этого времени отдававшее предпочтение офлайн покупкам.

Экономили как могли, но не выдержали

После марта апрель с маем показывали крайне низкий спрос. Потребители закупились впрок, кривую падения спроса потом немного выправил сентябрь 2022 года: тогда семьи начали заказывать на маркетплейсах школьные товары и учебные принадлежности.

А дальше уже случился резкий рост потребительской активности в ноябре и декабре, все накопленное россияне как раз начали тратить на многих маркетплейсах в последние месяцы года. И если розничные продажи продемонстрировали падение на 7% по итогам года, а интернет-магазины упали на 11%, то маркетплейсы росли, в среднем оборот отдельного селлера, клиента МоегоСклада, увеличился на 9%. Что также говорит о росте популярности и спроса со стороны потребителей именно на использование площадок и инфраструктуры маркетплейсов.

И все это с учетом инфляции 12% — в рамках нашего анализа оборота более 26 тыс. компаний среди действующих клиентов МойСклад, представителей малого и среднего бизнеса по всей России, продающих товары в розницу и онлайн.

Безусловно маркетплейсам сильно помогли стимулирующие покупки в рамках «черной пятницы» и акций. Так, в ноябре продажи на площадках выросли на 27% в сравнении с октябрем, а с июлем — уже на 41%.

Дорога с двусторонним движением

При этом стоит учитывать и активную поддержку продавцов со стороны маркетплейсов, все это тоже повлияло на стабилизацию работы самих площадок и дальнейший рост спроса потребительской активности в ноябре 2022.

Так, Wildberries анонсировал профильную сумму поддержки для селлеров в размере 7,2 млрд рублей — например, на покрытие скидок, предоставляемых продавцами на свои товары для покупателей.

Помимо этого, руководство площадки приняло решение о бесплатной приемке товаров от продавцов на своих распределительных складах в Подольске и Коледино, а также сокращении на 20% величины логистического тарифа при использовании центров в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске.

Ozon тоже не остается в стороне — традиционные выплаты продавцам каждого 15-го числа были перенесены на более удобные даты для продавцов, чтобы они имели возможность закупить необходимую продукцию до момента резкого повышения цен. А продавцам наиболее востребованных товаров позволили в прошлом году оставлять сезонную продукцию на складах маркетплейса бесплатно и без ограничений по максимальному количеству.

Все эти меры позволили маркетплейсам расти даже в таких непростых экономических условиях, продолжающихся по сей день.

Дом, который построила розница

Если смотреть на розничные продажи, то максимальное падение в прошлом году по сравнению с аналогичным периодом 2021 года зафиксировано в Ульяновской области — это −28%, в Пермском крае — это −23% и в Волгоградской области — это −18%.

Рост показали Пензенская область, Омская, Ростовская и Белгородские области, а также Ханты-Мансийский Автономный округ, где у Пензы — 8%, у остальных регионов по 6%. Рост оборотов в некоторых регионах мы связываем с близостью проведения СВО, где дополнительный приток населения обеспечивают беженцы и военные.

В целом также не забываем о внутренней миграции в связи с удаленной работой и локальных мерах поддержки малого бизнеса в регионах. Все это тоже способствует росту оборота, пусть и относительно небольшому.

Предпосылки роста

Несмотря на события 2022 года, в целом малый и средний бизнес потерял не так уж много. Оперативно запущенная программа параллельного импорта, помощь маркетплейсов и уход западных брендов — способствуют устойчивости МСБ. Места, куда раньше российские предприниматели просто не могли встать в виду лидирующей роли зарубежных компаний, сейчас свободны. К тому же есть целые пустующие ниши, например, садово-огородных принадлежностей, которые можно успешно занять — потребительский спрос на это есть.

Маркетплейсы, в связи с этим продолжат активно развиваться, расширять свои сервисы и возможности для селлеров и покупателей. И это отличная возможность для тех и других. Сейчас у отечественного бизнеса появилась возможность успеть занять и «застолбить место». Мы видим, что это уже происходит на рынке мебели и одежды — как масс-маркета, так и среднего ценового сегмента.

Читайте также:
Поделиться статьей:
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать