Что такое ОКВЭД, какие коды указывать при торговле пивом и слабоалкогольными напитками, каковы штрафы за отсутствие или неправильный выбор — в этой статье.
- Что такое код ОКВЭД и зачем он нужен для продажи пива
- Основные коды для пивного магазина
- Коды для общепита
- Коды для оптовой торговли
- Дополнительные коды
- Требования к продавцам пива и слабоалкогольных напитков
- Как добавить или изменить коды ОКВЭД
- Штрафы
- Ответы на другие вопросы о торговле пивом
- Автоматизация бизнеса
Что такое код ОКВЭД и зачем он нужен для продажи пива
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. При регистрации бизнеса вы обязаны выбрать код в зависимости от того, чем будете заниматься: какие товары продавать или какие услуги оказывать.
Требование действует для всех организационно-правовых форм и типов бизнеса: ИП и ООО, интернет-магазинов и офлайн-точек, розницы и опта.
Количество кодов не ограничено, но обычно хватает одного основного и 4‑5 дополнительных кодов.
В дальнейшем вид деятельности из классификатора указывают в отчетности, заявках на кредит и других документах.
Так государство ведет учет и анализ бизнеса. Отслеживает данные налоговая инспекция. Она же назначает штрафы за отсутствие или неправильный выбор ОКВЭД.
Перечень кодов для пива можно использовать для торговли другими слабоалкогольными напитками — к ним относятся сидр, медовуха, пуаре, ликер. Поэтому далее в статье все сказанное о пиве верно и для всех этих напитков.
Основные коды для пивного магазина
Список подходящих видов деятельности зависит от того, где именно будет продаваться пиво.
Код | Ассортимент | Тип торговой точки | Комментарий |
47.11 |
Преимущественно пищевые продукты, напитки и табачные изделия. Есть также непродовольственные товары |
Неспециализированные магазины, например, универмаги |
Подойдет как основной код для продажи пива в продуктовых магазинах и магазинах общего назначения |
47.11.2 |
Незамороженные продукты, включая напитки и табачные изделия |
||
47.11.3 |
Большой товарный ассортимент с преобладанием продовольственных товаров |
||
47.25.1 |
Алкогольные напитки |
Специализированные магазины, алкомаркеты, где продается алкоголь разных видов, в том числе пиво |
Подойдет как основной код для продажи любого алкоголя |
47.25.12 |
Пиво |
Специализированные пивные магазины, где разрешено торговать на розлив из кег, так и крафтом в бутылках |
Подойдет как основной код для пивного магазина. Употребление пива в местах продажи не предусмотрено! |
Идентификаторы могут быть полными и краткими. Допустим, 47.25 включает розничную торговлю в целом алкоголем и безалкогольными напитками и НЕ подразумевает их распитие в месте продаж. Специализированный пивной магазин — это код 47.25.12, который связан именно с торговлей пивом.
В заявлении на регистрацию можно указать только один основной код ОКВЭД, который влияет на тариф страховых взносов на травматизм за сотрудников. Плюс к этому можно добавлять любое количество дополнительных кодов.
Коды для общепита
Для пива, в том числе разливного, в заведениях общественного питания выбирайте код 56.30. Он, в отличие от всех остальных, разрешает изготовление и потребление алкоголя в местах покупки.
Код | Что продается | Где продается | Комментарий |
56.30 |
Алкоголь, в том числе пиво, для употребления в месте покупки в предприятиях общепита |
Бары, пивные бары, рестораны, кафе, таверны, коктейльные залы, дискотеки и танцплощадки с обслуживанием напитками, буфеты, фито‑бары, автоматы по продаже напитков |
Код подойдет, если изготовление, подача и употребление алкоголя происходит в пределах указанных заведений |
Обратите внимание: эта группировка кодов не включает перечисленные ниже виды деятельности, для которых есть свои коды.
- Перепродажа упакованных и готовых напитков — это группа ОКВЭД 47.
- Розничная продажа напитков через торговые автоматы — 47.99.
- Дискотеки и танцевальные площадки без обслуживания напитками — 93.29.
Коды для оптовой торговли
Помимо розницы и общепита, пиво продают также оптом.
46.34.2 |
Алкогольные напитки, включая пиво и пищевой этиловый спирт |
46.34.23 |
Пиво |
Дополнительные коды
Если вы будете продавать также сопутствующие пищевые продукты, нужен данный код.
Код | Что продается | Где продается | Комментарий |
47.29 |
Сопутствующие пищевые продукты |
Специализированные магазины |
Код позволяет продавать попутно закуски, снеки, рыбу и т.д. |
Требования к продавцам пива и слабоалкогольных напитков
Чтобы открыть точку разливного пива или пивной магазин, нужно изучить все законодательные требования и особенности бизнеса. Рассмотрим основные из них.
Кто может продавать
Продавать пиво и слабоалкогольные напитки могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Причем ИП разрешено продавать только пиво и напитки на его основе: сидр, медовуху и другие легкие напитки. Штрафы для ИП меньше, чем для ООО. Отвечает по долгам бизнеса своим имуществом.
Для продажи пива проще зарегистрировать ИП, так как ниже налоги, а их оплата проще и быстрее, а также меньше волокиты с отчетностью.
Где можно торговать
Торговля алкоголем в целом и пивом в частности запрещена во временных сооружениях, так как на них нельзя зарегистрировать право собственности. К ним относятся ларьки, палатки, киоски, павильоны, прилавки и т.д. Нельзя торговать навынос.
Продавать пиво и слабоалкогольные напитки можно только в стационарных торговых точках — в зданиях с фундаментом, зарегистрированных в реестре недвижимости. При этом они НЕ должны находится:
- на территории детских и учебных заведений;
- в учреждениях медицины и спорта;
- вблизи общественного транспорта — на остановках, станциях метро, АЗС, на вокзалах, в аэропортах.
Полный список мест, где не стоит открывать точку по продаже пива — в статье 16 Федерального закона № 173 о госрегулировании производства, оборота и потребления спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Помимо этого, местные органы могут устанавливать дополнительные ограничения. Например, в многоквартирных домах нельзя размещать специализированный пивной магазин.
Когда можно торговать
Есть ограничение по времени ― с 8:00 до 23:00. Исключение — продажа пива в ресторанах, барах, кафе и других организациях общепита, которые могут работать в вечернее и ночное время.
В регионах правила могут отличаться. Например, в Тульской области пиво и другой алкоголь можно покупать с 14:00 до 22:00 в будни и с 12:00 до 22:00 в праздники и выходные. Иногда местные власти даже вводят запрет на продажу алкоголя в праздничные или выходные дни.
Как добавить или изменить коды ОКВЭД
ООО подают заявление в налоговую по форме Р11001, индивидуальные предприниматели — по форме Р21001. Лично, через МФЦ, почту или онлайн — на сайте ИФНС.
Так выглядят страницы, на которых нужно указать коды:
Срок подачи — не позднее 7 рабочих дней с момента, когда вы начали вести конкретную деятельность. Налоговая обрабатывает заявку в течение 5 рабочих дней, после чего вносит данные в госреестр.
Чтобы добавить новые или изменить действующие коды, индивидуальные предприниматели заполняют заявление Р24001, а ООО — форму Р13014 при внесении изменений в Устав. Порядок подачи тот же, что и при регистрации — любым из перечисленных выше способов.
Штрафы
Если вы ведете не ту деятельность, что указали при регистрации, вам грозит штраф. Согласно статье 14.25 КоАП РФ он составляет 5 тысяч рублей. А если у вас есть наемные работники, есть риск переплатить взносы на травматизм — соцстрах утверждает ставку по основному виду деятельности.
За нарушение сроков подачи данных — штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Ответы на другие вопросы о торговле пивом
Это наиболее распространенные ситуации.
Это обязательное условие для организаций и ИП, торгующих пивом. Для торговли пивом действует упрощенная схема работы с системой: продавец отмечает закупку пива у поставщика и возврат продукции, а также отчитывается об остатках.
Пиво, в отличие от крепкого алкоголя, контролируется партиями, а в ЕГАИС отражается, как каждая партия переходит от производителя к оптовику и затем от оптовика в розницу. Из этой информации понятно, на чьем балансе числится партия и кто продал пиво конечному потребителю.
Как подключиться и работать в ЕГАИС — в статье.
МойСклад поможет вести учет в торговле алкоголем по всем требованиям закона. У сервиса есть интеграция с ЕГАИС. Приемка товара от поставщиков, отчеты о продажах, акты списания за смену. Все это формируется автоматически и бесплатно.
В России действует обязательная маркировка пива. Это означает нанесение на упаковку — бутылку или кег — специального маркировочного кода в формате Data Matrix. С его помощью можно идентифицировать товар и отследить путь от производства до продажи.
С 2024 года розница должна отчитываться в Честный знак при установке кега на кран, а при продаже — передавать туда коды маркировки.
Все участники рынка обязаны передавать данные о товаре в систему Честный знак. Требования по маркировке к производителям, импортерам и розничным продавцам пива прописаны в Постановлении Правительства от 30 ноября 2022 года № 2173.
Маркировке подлежит также безалкогольное пиво и все напитки крепостью до 7%. Не нужно маркировать «танковое» пиво. После варки его заливают в изолированный транспортировочный контейнер и в таком виде напиток остается в магазине, ресторане или баре для продажи на розлив.
Подробнее все нюансы и правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков — в руководстве.
Лицензия необходима для напитков крепостью более 9%. Пиво к таким не относится, то есть получать лицензию для его продажи не нужно. Подтверждение тому — статья 18 ФЗ‑173 от 22.11.1995.
Предприниматели и организации обязаны ежеквартально подавать декларации об объемах продаж пива, сидра, медовухи и пуаре.
Кроме того, пиво — это подакцизный товар. Другие требования к продаже пива смотрите здесь.
Автоматизация бизнеса
Для сокращения затрат автоматизируйте продажи с самого начала. Сервис МойСклад избавит от рутинных операций и ошибок в учете, а значит, сэкономит ваш бюджет. Тем более есть бесплатный тариф.
- Рабочее место кассира, учет товаров и CRM в комплекте
- Техкарты, комплекты и расчет себестоимости блюд
- Контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается
- Заказы поставщикам на основании статистики продаж
- Печать ценников и этикеток
- Автоматизация доставки — решение для курьеров без касс
- Реальная прибыль и рентабельность по каждой позиции