Как открыть пивной магазин с нуля: пошаговая инструкция

28 июля 2022

Пивной магазин — один из самых стабильных видов бизнеса, на который мало влияет сезонность. На пенное есть спрос даже в кризис, а торговая точка требует небольших вложений.

Разбираемся, как открыть магазин пива с нуля, какие документы и оборудование нужны и во сколько это обойдется.

Требования законодательства к магазинам разливных напитков

Основной нормативный акт — это Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Для продажи пива лицензия не нужна.

Закон не запрещает продажу разливного пива, если торговая точка функционирует как общепит: магазин-бар или летнее кафе. В этом случае разрешается продажа напитка на территории театров, концертных залов и рядом со спортивными объектами. Эти же условия действуют в отношении аэропортов, заправок и нестационарных объектов — ларьков, магазинов на колесах.

Особенности пивного бизнеса

Время торговли. По закону допустимое время продажи алкоголя в России — с 8 до 23 часов. В отдельных регионах установлены еще более строгие ограничения. Иногда вводится запрет на продажу алкоголя во время праздников или выходных дней.

Место. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах. Продажа в ларьках и киосках запрещена.

ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система).

Организации и ИП, закупающие пиво для торговли в розницу, должны подключаться к системе для подтверждения закупок оптовых партий у поставщиков. Продавцу нужно пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.

Статья по теме: Как подключиться к ЕГАИС

Онлайн-касса. Торговать пивом можно только с применением кассового аппарата.

Ведение журнала учета объема розничной торговли. Это обязательное требование для продавцов алкогольных напитков. Заполнять документ надо каждый день.

Возраст покупателя. Продавец должен спрашивать удостоверяющий документ.

Объем тары. Запрещено продавать пиво в таре объемом более 1,5 литров.

Маркировка. Сейчас идет добровольный эксперимент по маркировке. Он продлится до 28 февраля 2023 года. С большой долей вероятности требования по маркировке потом станут обязательными.

Сложности с учетом. Фактический объем пива в кегах почти всегда отличается от заявленного в накладной, что требует постоянной фиксации недостач и излишков. Сложно и учесть точный объем налитого продавцом пива.

Важно быть уверенным, что с продажи каждой единицы товара вы что-то зарабатываете. Кроме того, нужно следить за накладными расходами. Мониторить все это можно с помощью учетной системы, которая покажет, какую позицию можно продавать дороже или, наоборот, на что сделать скидку, так как продажи идут плохо.

Для пивного магазина отлично подойдет сервис МойСклад: бесплатная поддержка ЕГАИС и маркировки, массовое редактирование цен, печать ценников и этикеток, уведомления о товарах, которые заканчиваются.

Попробовать МойСклад

Учет и декларирование, ЕГАИС

Для торговли пивом действует упрощенная схема работы с ЕГАИС. Продавец должен отмечать факт закупки пива у поставщика и факт возврата продукции, если отправили ее обратно.

Статья по теме: Как работает ЕГАИС для розницы и общепита

Кроме того, компании и ИП, которые продают слабоалкогольные напитки — пиво, сидр, пуаре, медовуху — должны подавать декларацию в Росалкогольрегулирование. Подают документ ежеквартально в электронном виде. Сроки сдачи «‎пивной» декларации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма бизнеса

Продавать пиво могут как ИП, так и ООО. Открывать ИП несколько выгоднее, так как оплата налогов происходит проще и быстрее, а главное — дешевле. При открытии ООО гораздо больше волокиты: налогов и отчетности.

После выбора формы собственности нужно определиться с типом налогообложения. Для предпринимателей остается два оптимальных варианта: УСН и ПСН. При этом эксперты рынка рекомендуют выбирать патент с фиксированной ставкой.

Посмотрите запись вебинара "Пивной магазин в 2022: как открыть и торговать без штрафов" с участием экспертов по ЕГАИС и успешного предпринимателя

Какие документы нужны для открытия пивного магазина

Для открытия магазина пива потребуются:

  • разрешение на торговлю — его выдают местные власти,
  • разрешение санэпидемстанции и пожарной инспекции на использование помещения как магазина,
  • документ о регистрации кассового аппарата и договор на его обслуживание,
  • договор на утилизацию отходов, дезинсекцию и дератизацию,
  • разрешение Роспотребнадзора,
  • договор на аренду торгового помещения,
  • медицинские книжки для продавцов

Выбор помещения

Месторасположение — ключевой фактор, от которого зависит, какое количество покупателей придет после открытия.

Магазин должен находится на первой линии, то есть с выходом к проезжей части. Еще одно важное условие — пешеходный трафик.

Трафик должен быть целевой. Например, возьмем магазин около метро. Там дорогая аренда и большая проходимость, но трафик абсолютно не целевой. Я считаю, что лучше всего открывать магазин в спальных районах с большой плотностью населения. Человек пришел домой и захотел пива. Он не пойдет обратно к метро, он пойдет в ближайший магазин.

Андрей Погудин

Андрей Погудин

Владелец франшизы «Пиво Живо»

Также желательно, чтобы возле магазина была парковка. Кроме того, есть некоторые «якоря», которые повысят целевой трафик. Например, бани, общежития, парки.

Еще один неочевидный момент — наличие рядом конкурентов. Если они есть, это говорит о том, что продукция в этом районе пользуется спросом. Поэтому можно оценить их точку и сделать свою лучше.

Конкурентов может не быть в новостройках. Но, открывая магазин в новых домах, стоит понимать, что это игра на перспективу. Поэтому должна быть подушка безопасности где-то на полгода.

Не лучшим вариантом будет открытие точки в торговом центре или напротив кассовых зон в супермаркетах — там запрещено продавать снеки, которые иногда составляют до половины выручки.

Само помещение — правильной прямоугольной формы. Покупатель должен заходить и сразу видеть: что, как и где.

Оборудование для магазина пива

Покупка торгового оборудования — пожалуй, самая большая статья расходов. Но здесь можно сэкономить и взять его в аренду у поставщиков либо купить б/у.

Для розлива пива понадобится:

  • охладитель,
  • баллоны с углекислотой,
  • редукторы,
  • пивные краны или колонны,
  • каплесборники,
  • пивной шланг,
  • кондиционер,
  • пеногаситель.

В финплан нужно обязательно внести расходы на ремонт оборудования, так как оно достаточно капризное и при неправильной эксплуатации может быстро выйти из строя. Довольно часто требуется и чистка кранов.

Также в магазине нужны прилавки, витрины, холодильники, кассовый аппарат и расходные материалы: пластмасса для рыбы, бутылки, пакеты, канцелярские принадлежности.

Создатель мобильных мини-пивзаводов Iriston Чермен Кайтуков рассказал о типичных технических ошибках при запуске пивного магазина.

Экономия на охлаждающих системах. Для розлива пива недостаточно положить кегу рядом с пивоохладителем под барную стойку. Дело в том, что устройство тоже выделяет тепло, которое нагревает напиток. В таких условиях пиво быстрее стареет.

Недостаточная чистота розлива. На кранах быстро размножаются бактерии, из-за которых пиво становится кисловатым. Систему важно промывать утром и вечером.

Аренда бесплатного оборудования у крупных пивных заводов. Это может ограничить продавца в ассортименте. Инвестировать лучше в свое оборудование и заключать соглашения с небольшими пивоварнями.

Ассортимент и ценовая политика пивного магазина

Определяться с ассортиментом нужно до открытия магазина. Еще при создании бизнес-плана. На первое время хватит около 10 наименований: пять светлого, два темного, два пшеничного и квас или лимонад. Потом по обратной связи от покупателей в течение месяца можно ассортимент расширять. Заказывать лучше по одной кеге.

Бесплатная программа с поддержкой ЕГАИС

По мере расширения бизнеса можно будет добавить в ассортимент безалкогольные позиции. Также обязательно надо закупить снеки и закуски к пиву.

При этом, формат магазина может быть нескольких вариантов:

  • Ботл-шоп — торговля только бутылочным пивом от разных изготовителей, включая премиальные виды.
  • На разлив — в стену встраиваются краны, а за ней располагаются пивные кеги. Срок хранения «живого» пива варьирует от нескольких дней до недели, поэтому важно рассчитать объемы закупки. Обязательно должны быть популярные сорта и около 20% редких.
  • Комбинированный — совмещение пивного ассортимента позволит привлечь больше покупателей сразу после открытия.

При выборе пива также важно учитывать особенности его хранения. Так, например, пастеризованное пиво может храниться до года, в то время как срок хранения «живого» — не более месяца.

Сколько стоит открыть пивной магазин

Стоимость магазина зависит от четырех основных факторов: аренды, ремонта, оборудования и первой закупки товара. Но здесь также есть на чем сэкономить.

В 2017 году я сам делал ремонт в помещении 35 кв. метров. Без аренды у меня на все ушло 150 тысяч рублей: 15 посадочных мест, столы, стойка. Первая закупка была минимальной. Плюс еще 30 тысяч аренда.

Весь бизнес — это переговоры. С собственником помещения можно поговорить об арендных каникулах или снижении платы на время раскрутки.

Андрей Погудин

Андрей Погудин

Владелец франшизы «Пиво Живо»

Эксперт рассказал, что сейчас затраты на открытие бюджетного магазина пива в небольшом городе составят около 300 тысяч рублей. В городах-миллионниках на это может потребоваться около 1,2 млн рублей.

Примерный бюджет на открытие пивного магазина в Москве.

Статья расходов Стоимость, руб.

Госпошлина на регистрацию ИП

1 000

Холодильная камера (новая / бу)

от 80 000 / от 30 000

Холодильная витрина (новая / бу)

от 350 000 / от 12 000

Касса / Ноутбук / Весы

25 000 / 15 000 / 1 500

Закупка пластмассы

5 000

Закупка пива и рыбы

от 20 000

Ремонт (работа и материалы)

от 2 000 р/м2

Аренда (первый и последний месяц)

от 35 000

Зарплата

1 500 / смена +2% от выручки

Договор ТБО Уголок покупателя

от 2 000

Вывеска

от 10 000

Открытие, шарики, промоутер

от 5 000

Рекламная продукция

от 5 000

Перевозка товаров и строительных материалов

от 10 000

Оборотные средства

от 25 000

Поставщики пива

Найти поставщиков пива можно несколькими способами: с помощью дистрибьюторов или договориться с заводом. Последний вариант лучше использовать, если точек несколько. В остальных случаях проще договориться с дистрибьютором о мелком опте.

Сотрудники

Сотрудников нужно нанимать на смены. Как минимум двух продавцов. Стандартный график для пивного магазина с 10 до 22 ежедневно.

Если вы уверены, что на старте сами сможете исполнять роль продавца, то хотя бы одного. У всех должны быть санитарные книжки. Некоторые собственники советуют в обязательном порядке постоять за кассой самому — понять все изнутри, а еще это поможет в будущем найме продавцов.

Реклама пивного магазина

По закону пиво можно рекламировать на ограниченном количестве площадок:

  • В местах розничной продажи, но только на территории соответствующего торгового отдела.
  • На телевидении и радио во время чемпионатов и других спортивных соревнований, кроме детских. Но рекламой должны служить только средства индивидуализации: баннеры и растяжки с названием компании.
  • На официальных страницах компаний и в закрытых группах в соцсетях.

Еще один вариант — оплатить рекламу на Яндекс Картах или в сервисе 2ГИС.

Продвигать магазин лучше локально. Например, раздавать листовки. Но текст для них надо составлять аккуратно, так как реклама пива запрещена. Лучше всего нанять промоутеров, которые заодно будут рассказывать, какие сегодня акции есть в магазине. Проводить такие рекламные кампании надо несколько раз в месяц.

Андрей Погудин

Андрей Погудин

Владелец франшизы «Пиво Живо»

Франшиза пивных магазинов

В быстром выходе на чистую прибыль может помочь покупка франшизы. Покупатели уже знают бренд, доверяют ему, поэтому уйдет меньше времени на раскрутку.

Кроме того, у франчайзера уже есть опыт открытия точек. Он сможет предоставить план развития на старте, дать контакты поставщиков и в целом облегчить открытие пивного магазина.

Читайте также:
Екатерина Пашина
Екатерина Пашина Эксперт МоегоСклада
Поделиться статьей:
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы получать новости и статьи о торговле
МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Начать использовать