Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Head of UX

—  Расскажи о себе: как ты стал дизайнером интерфейсов и пришел в МойСклад?

—  До 2011 года я верстал газеты и журналы, был веб-мастером и немного программистом. Но, познакомившись с относительно новой на тот момент темой проектирования пользовательских интерфейсов, понял — мое. Чтобы разобраться в этой области, я изучал специальную литературу, смотрел вебинары, слушал лекции и набирался опыта в веб-студиях, проектируя различные сайты, интернет-магазины и даже городской портал.

В 2016 году я пришел в компанию ISPsystem и получил возможность поработать над интерфейсами для системных администраторов. Это сложные профессиональные системы для управления серверами, дата-центрами и биллингом хостинг-провайдеров. Там мне удалось поменять подходы компании к работе над интерфейсами продуктов и создать свой отдел.

В МойСклад я пришел за дальнейшим профессиональным развитием: делаю то, что у меня уже получилось, и внедряю новые идеи.

—  Каким должен быть дизайнер интерфейсов в современной ИТ‑компании?

—  Проектирование взаимодействия пользователя с системой многогранно. Оно включает в себя как логическую, так и визуальную составляющую: это работа с UX (User Experience, или пользовательским опытом) и UI (User Interface, или пользовательскими интерфейсами).

В МоемСкладе дизайнер интерфейсов большую часть времени посвящает погружению в предметную область продукта, изучению пользователей, логики их поведения, построению сценариев взаимодействия. На 60% его работа состоит из анализа, создания схем действий пользователя, объектов. Оставшиеся 40% уходит на то, чтобы собрать все данные воедино и создать макет интерфейса — это синтез.

Навыки анализа и синтеза редко одинаково выражены в одном человеке, обычно проявлена одна сторона, и дизайнер может выбирать специализацию, исходя из своих склонностей.

—  Как устроен отдел дизайна в МоемСкладе?

—  Мы называем его гильдией дизайнеров. В каждой команде МоегоСклада, отвечающей за ту или иную часть продукта и влияющей на интерфейс, есть свой дизайнер. Все они универсалы, но навыки UX у них развиты больше, так как работа с пользовательским опытом первостепенна. И есть ядро гильдии дизайнеров, в которую вхожу я и двое моих коллег.

Я руковожу процессами, занимаюсь подбором персонала и помогаю решить сложные вопросы. Есть специалист, отвечающий за UI в целом и дизайн-систему, которой пользуются все дизайнеры, и есть UX-исследователь. На практике получается, что дизайнеры команд обращаются к нам с конкретными вопросами, по которым нужны рекомендации: например, придумать новый компонент, лучше всего решающий задачу пользователя, или провести исследование. Вместе мы приходим к оптимальному варианту.

—  Какие требования ты предъявляешь к соискателям? Обязателен ли опыт работы?

—  Системное и логическое мышление, готовность постоянно обучаться UX-дизайну, внедрять новые подходы. Мир меняется так быстро, что если ты год не учился, то уже сильно отстал. Важно умение работать в команде, аргументировать и объяснять свою точку зрения. Если человек говорит: «Я дизайнер — я так вижу» — это не наш человек. Нужно обосновывать каждое свое решение. Что касается опыта работы, то все зависит от того, как нужно усилить текущую команду. У нас есть как люди с большим опытом, так и новички.

—  Хороший дизайн — он какой?

—  Это история про 3 составляющие — результативность пользователя в системе, эффективность и удовлетворенность. И если результативности можно достичь без кропотливой работы c UX/UI, например, выдать пользователю обучающую документацию по работе с продуктом, то с эффективностью уже так не получается. На обучение уходит много времени, пользователи допускают ошибки, нагружают техподдержку.

Когда-нибудь мы научимся считать эффективность людей и поймем, что она экономит деньги и приносит выгоду для бизнеса.

Что касается удовлетворенности, то сегодня люди остаются пользователями облачного сервиса или приложения только если могут быстро в нем разобраться, и им нравится с ним работать. Раньше всех в дизайн сложных интерфейсов стали вкладываться банки, так как иначе теряли клиентов, а сейчас эта тема становится важной для многих компаний. МойСклад — не исключение.

—  Ты выступаешь на профессиональных конференциях для дизайнеров. Почему тебе это интересно?

—  Да, я делал доклады о процессах на дизайнерских секциях Russian Internet Week в 2017 и 2018 годах, рассказывал про проектирование сложных продуктов на конференции UX-дизайнеров ProfsoUX в 2020 году и UX-марафоне в 2021. Для меня это способ донести свою точку зрения до окружающих. Я рассказываю о важности развития UX-навыков для дизайнеров и делюсь опытом проектирования интерфейсов сложных продуктов. Я считаю достаточно интересной методологию OOUX (объектно-ориентированный UX) и в своих выступлениях рассказываю о том, что это такое и как ее можно использовать.

—  Каким ты видишь будущее дизайна?

—  Его можно выразить одной хорошей фразой, которую пропагандируют ребята из бюро Горбунова: «Потеть должна машина, а не человек». Это будущее всего ИТ. За редким исключением, если пользователь пошел читать документацию, значит, мы что-то сделали неправильно.

—  Почему тебе нравится работать в МоемСкладе?

—  Для меня это своеобразный вызов — сделать большой редизайн интерфейсов МоегоСклада, чтобы развернуться лицом к пользователю и вдохновить команду на дальнейшее развитие. Всем нам важно понимать, что продукт нравится людям. И еще хочется сделать переход к более современным интерфейсам не разовым успехом, а развивать дизайн продукта эволюционно.