Если вы не считаете цифры, вы не управляете бизнесом. Потому что нельзя управлять тем, что невидимо.
Юнит-экономика — один из самых популярных инструментов для анализа бизнеса. Это метод определения прибыльности бизнес-идеи. Метод можно применять как для диджитал-проектов, так и для «обычного» бизнеса: товарка, производство, услуги.
Идея проста — ваш бизнес должен зарабатывать с одного юнита больше, чем тратит на него. Если это условие выполняется, то бизнес может быть успешным.
Не важно, начинающий вы продавец или опытный предприниматель — юнит-экономику считать необходимо всем. Это как дорожная карта: так или иначе придется опираться на что-то, что позволит принять решение, куда повернуть.
В статье покажем, как работает эта методика, каковы ее ключевые метрики и как с ее помощью ответить на главные вопросы бизнеса.
Эксперты статьи
Александр Еловков
Финансовый директор «Нескучных финансов». Настроил с нуля управленческий учет в 7 компаниях. Автор статей в изданиях: «Нескучные финансы», «Деловая среда», «Бизнес-секреты».
Ирина Пермякова
Руководитель консалтинговой компании «Люби Финансы», эксперт «Финтабло». Автор курса «Кафедра прибыльности для селлеров». Более 19 лет опыта построения управленческой отчетности в компаниях. Ведет свой канал о финансах.
- Что такое юнит‑экономика простыми словами
- Зачем считать юнит‑экономику
- Основные понятия и подходы в юнит‑экономике
- Что правильно брать за юнит
- Шаблон для расчета юнит‑экономики
- Метрики в юнит‑экономике: объяснение и формула
- Как считать юнит‑экономику: пошаговая инструкция
- Пример расчета юнит‑экономики для мебельного производства
- Пример расчета юнит‑экономики при продажах на маркетплейсе
- Примеры расчета юнит‑экономики в сфере услуг
- Онлайн-калькулятор для расчета юнит‑экономики
- Ошибки при расчете юнит‑экономики
- Вопросы и ответы
Что такое юнит‑экономика простыми словами
Юнит‑экономика (unit economics, с английского: unit — единица измерения, economics — экономика).
Юнит‑экономика — это метод моделирования для определения прибыльности бизнес-моделей. Иными словами, это методика, которая позволяет оценить, эффективна ваша бизнес-модель или нет.
Юнит‑экономика показывает, сколько бизнес зарабатывает с одного юнита.
Что такое юнит
Юнит — это то, что приносит доход. Это может быть клиент, сделка, одна продажа продукта или услуги. Другими словами, вы считаете, сколько зарабатываете на одном ученике вашей школы, или на одном проданном велосипеде, или на одном вендинговом аппарате с годовым обслуживанием.
Юнит‑экономика универсальна: ее применяют для компаний любого размера и любых отраслей. Методика входит в базовый инструментарий маркетологов, предпринимателей и руководителей компаний.
Вам доступен отчет «Юнит‑экономика» в МоемСкладе
Не считайте вручную. Смотрите отчет и оценивайте, какие товары выгодно продавать и в каком канале продаж:
- Отправляйте товары туда, где выгодно, и пополняйте запасы на складах.
- Поднимайте цену в конкретном канале при низкой рентабельности или, наоборот, снижайте ее для роста продаж.
Зачем считать юнит‑экономику
Юнит‑экономику считают, чтобы найти точку безубыточности: понять, сколько нужно продавать товаров или привлечь клиентов, чтобы выйти в ноль. Также расчеты помогут определить, как лучше оптимизировать затраты на рекламу.
Когда вы знаете, сколько приносит один юнит и сколько вы на него тратите, вы можете принимать ключевые для бизнеса решения. Например:
- сколько денег можно потратить на привлечение одного клиента;
- сколько нужно клиентов, продаж или сделок, чтобы выйти в прибыль;
- сколько должны стоить товар или услуга, чтобы затраты на их создание окупились;
- выгодны ли запущенные рекламные кампании;
- есть ли у бизнеса потенциал для роста.
Плюсы такого подхода
✅ у вас есть предварительная стратегия продаж — продаете не наобум
✅ ставите цену продажи не с потолка, а точно рассчитав
✅ оцениваете выгодность до начала продаж — не сольете деньги
✅ строите гипотезы по продвижению, рентабельности товаров
Минусы
❌ поначалу сложно разобраться и считать
Основные понятия и подходы в юнит‑экономике
Прежде чем перейдем к расчетам и метрикам, сначала освоим матчасть.
Что правильно брать за юнит
Юнит — это единица измерения в аналитике продаж. В зависимости от бизнеса юнитом может быть товар или человек.
| За юнит можно брать | |
| Единицу товара | Клиента |
Покупают товар единично → пришла весна, понадобилось пальто |
Покупают регулярно либо по подписке → уроки английского в онлайн-школе, йога-клуб по видео |
Удобнее брать за юнит единицу товара торговле (оптовой или розничной), а также производству, потому что оно все равно свой товар продает.
Клиент берут за юнит обычно в сфере услуг, особенно таких, которые регулярно используются. То есть клиент не просто один раз купил и исчез, а покупает услугу с какой-то периодичностью.
Как понять, что конкретно мне брать за юнит?
Отталкивайтесь от принципа: какую цель перед собой ставите, то и берите за юнит. То есть спросите себя: я хочу понять, сколько мне приносит каждый канал продаж? Или каждый клиент? Или каждый товар?
Разница между пользователем и клиентом
Бывает, эти понятия путают, поэтому внесем ясность.
Пользователь — это человек, который уже знает о продукте. Говоря иначе — лид: оставил контакт, но денег еще не заплатил. Пользователь, который что-то купил, становится клиентом.
Клиент — это пользователь, который купил хотя бы раз или покупает у вас регулярно. Именно поэтому не все пользователи становятся клиентами.
Пример
Крупная сеть кофеен в городе планирует открыть доставку ланч-боксов по подписке. В этой ситуации юнит — клиент, который приносит доход, то есть подписчик. Если подписчик приносит больше денег, чем кофейня тратит на его привлечение, приготовление ланчей и доставку, то модель доходная. Значит, нужно посчитать, сколько должно быть подписчиков, чтобы новая услуга себя окупала.
Модели имеют свои особенности в зависимости от того, что брали за юнит.
Клиентская рассчитана и на офлайн-бизнес, и на компании, продающие в интернете. Например, так работают фитнес-клубы: каждый месяц клиент оплачивает выбранный им абонемент. По подписной модели работает множество онлайн-сервисов Яндекса: продление музыки, тарифы на облако.
Главные критерии оценки — пожизненная ценность пользователя, стоимость привлечения и разница между ними.
Транзакционная рассчитана на офлайн-бизнес, где за юнит считают единицу товара или сделку. Главный критерий оценки — размер маржи. Это модель для розницы, производства, продавцов на маркетплейсах, услуг.
Нужно учитывать постоянные и переменные издержки на себестоимость продукции, ее продвижение, упаковку, доставку, зарплату персоналу, аренду помещения, прием оплаты и некоторые другие показатели.
В учет идут расходы только на проданные товары или услуги, причем только на те, которые относятся к юниту. Доходы учитывают по факту реализации продукта вне зависимости от времени поступления на счет.
Главное отличие транзакционной модели от клиентской в том, что практически невозможно посчитать всех клиентов и повторные продажи. Поэтому за юнит и берут товар или сделку.
Юнит‑экономику важно считать до и после запуска бизнеса. Она решает многие проблемы на старте, позволяет оценить прибыльность товара, востребованность и возможности его продвижения, масштабирования. Мы считаем плановую и фактическую юнит‑экономики.
Плановая юнит‑экономика помогает определить, будет ли бизнес приносить прибыль. Она позволяет спроектировать модель будущих продаж, понять, с какой ценой мы можем продавать товар на рынке и можем ли рассчитывать на какой-то твердый результат.
Можно, например, заранее увидеть, что затраты превышают прибыль. Тогда еще на этапе планирования получится доработать «узкие» места.
Фактическая юнит‑экономика отражает реальность как итог. Расчеты после запуска помогают понять, зарабатывает бизнес на товарах или клиентах или нет, а также найти точки роста и определить цели на ближайшие месяцы.
Например, у вас продукт с платной подпиской, который функционирует и приносит прибыль, но вы хотите улучшить показатели. С помощью юнит‑экономики вы анализируете воронку привлечения, смотрите конверсию на каждом этапе, находите проблемные места и ищите способы, как их улучшить.
Юнит‑экономика — это такой инструмент, которым надо пользоваться постоянно, считать регулярно: раз в месяц, а можно и чаще. И если у бизнеса больше одного канала привлечения и больше одного продукта, показатели юнит‑экономики нужно считать отдельно для каждого канала привлечения клиентов и разных продуктов.
Важно при этом не путать юнит-экономику с так называемым маржинальным анализом. В нем говорится, что маржинальная прибыль = выручка − переменные расходы. А еще минус постоянные расходы — и остается операционная прибыль.
Юнит‑экономика делает акцент именно на стоимость рекламы и маркетинга в каждой продаже. Грубо говоря не нужно рассчитывать юнит‑экономику для ларька с хлебом и колбасой. Хлеб и колбасу и так все покупают.
Шаблон для расчета юнит‑экономики
Пока что мы разговаривали о юнит‑экономике абстрактно. На деле она выглядит как таблица с данными, в которой можно посчитать нужные нам показатели.
Вот пример для транзакционной модели. Здесь учитываются два сценария: первый — продажи через сторонние площадки, например маркетплейсы, второй — через свой сайт.
Первые расчеты можно начать в готовых excel-таблицах. Подобрали для вас пару удобных шаблонов, скачивайте бесплатно: один от нашего партнера, сервиса «Финтабло» — он будет удобен для розницы, производства. Второй — от Яндекс Практикума, больше подойдет для диджитал-проектов.
Если только начинаете считать юнит‑экономику, пользуйтесь общедоступными шаблонами и ищите те, которые коррелируют с вашим бизнесом. Потом составите под свои нужды и специфику.
Метрики в юнит‑экономике: объяснение и формула
Если хотите считать сами, придется познакомиться с аббревиатурами и их расшифровками. Дальше они будут появляться в формулах.
Возьмем для примера скриншот из другого бесплатного шаблона. Он подходит для расчета клиентской юнит‑экономики.
Таблица поможет вам не запутаться. Собрали все названия показателей и формулы расчета с пояснением. Они универсальные, используются и в транзакционной, и в клиентской модели.
| Метрика | Расшифровка | Что показывает | Формула |
VC |
Variable Cost |
Переменные затраты |
— |
CM |
Contribution Margin |
Маржинальная прибыль |
CM = (ARPU − CPA) × UA |
COGS |
Cost of Goods Sold |
Себестоимость проданных товаров — затраты на производство, доставку или настройку |
COGS = затраты на производство × число продаж |
1COGS |
— |
Дополнительные затраты на одну продажу: промокоды, скидки, акции и прочее |
— |
AvP |
Average Price |
Средний чек, или на какую сумму в среднем покупают клиенты за один раз |
AvP = сумма заказов / количество заказов |
AC |
Acquisition Cost |
Общие расходы на привлечение пользователей, или маркетинговый бюджет |
— |
UA |
User Acquisition |
Количество привлеченных пользователей |
— |
C / B |
Customers / Buyers |
Клиенты / Покупатели |
C / B = кол-во лидов × конверсия в сделки |
CAC |
Customer Acquisition Cost |
Сколько денег пришлось потратить, чтобы привлечь клиента |
CAC = затраты на маркетинг / кол-во привлеченных клиентов |
APC |
Average Payment Count |
Среднее количество покупок, которое совершает один клиент |
APC = кол-во покупок / кол-во клиентов |
ARPU |
Average Revenue per User |
Сколько денег в среднем приносит один пользователь за период (неделя, месяц) без учета маркетинговых затрат |
ARPU = ARPPU × CR |
ARPPU (ARPC) |
Average Revenue per Paying User (Average Revenue per Client) |
Сколько денег в среднем приносит один клиент за определенное время |
ARPPU (ARPC) = (AVp − COGS) × APC − 1COGS |
CR |
Conversion Rate |
Конверсия |
CR = количество купивших с рекламы / количество привлеченных рекламой × 100% |
CPA |
Cost per Action |
Цена за целевое действие |
CPA = AC / UA |
RPR |
Repeat Purchase Rate |
Коэффициент повторных покупок — сколько покупок в среднем совершают клиенты за год |
RPR = все повторные покупки / клиенты, которые их совершили |
Lifetime |
— |
Среднее время, на протяжении которого клиент тратит деньги на услуги или продукты компании |
— |
LTV |
Lifetime Value |
Cколько денег принесет клиент за все время взаимодействия с компанией |
LTV = (AVp − VC × AVp) × RPR × Lifetime |
Сценарии расчетов
По соотношению CAC / LTV. Используют, когда у вас на руках много данных: маркетинговые затраты, средний чек, переменные затраты, коэффициент повторных покупок и другие. Такой расчет дает наиболее точные показатели.
С использованием ARPU и ARPPU. Он подойдет, когда недостаточно данных, чтобы рассчитать жизненную ценность клиента (LTV).
Обе формулы можно сочетать, они не противоречат друг другу.
Как считать юнит‑экономику: пошаговая инструкция
Это краткая инструкция с основными формулами и действиями. Она универсальная. Можно использовать и товарному бизнесу, и производству, и услугам. Для маркетплейсов считали в отдельной статье.
Сами по себе формулы несложные — сложность в том, чтобы правильно собрать и классифицировать затраты.
Сначала дадим общий алгоритм, потом приведем расчеты для разных бизнесов в качестве примеров.
Шаг 1: выбираем юнит
- Юнит — это товар или услуга. В этой ситуации сравнивают прибыль от одной фактической продажи с переменными расходами на нее.
- Юнит — это клиент. Модель предполагает расчет прибыли от клиента (LTV) и затрат на его привлечение (CAC). Затем сравнивают два полученных значения.
Шаг 2: считаем стоимость юнита
UA — привлеченные пользователи. Например, по рекламной ссылке из Яндекса на сайт пришло 200 человек (трафик) — это и есть UA независимо от того, какая часть из них купит товар, а какая сразу же покинет страницу.
CR — конверсия. Например, из 200 человек на сайте 15 подписались на курс и оплатили заказ. Эти 15 человек или 7,5% и будут значением CR.
AC — общие расходы на привлечение пользователей, или маркетинговый бюджет.
CPA — стоимость привлечения одного пользователя.
CPA = AC / UA
Например, маркетинговый бюджет составил 100 000 р., на сайт онлайн-школы английского языка пришло 1 000 человек. В этом случае CPA составит 100 р. — именно столько компания тратит, чтобы привлечь очередного пользователя.
CAC — стоимость привлечения одного клиента.
Шаг 3: считаем доход от юнита
APC — среднее количество покупок, которое совершает один клиент.
APC = число покупок / число клиентов
AvP — средний чек.
AvP = выручка / количество покупок
COGS — себестоимость проданных товаров. Включает издержки только на их производство.
COGS = затраты на производство × число продаж
ARPPU (ARPC) — средний доход, который приносит компании один клиент (покупатель).
ARPPU (ARPC) = (AvP − COGS) × APC − 1COGS
1COGS — дополнительные издержки на первую продажу. Они возникают, если компания предлагает новым клиентам дополнительные бонусы за свой счет.
ARPU — средний доход, который приносит один пользователь.
ARPU = ARPPU (ARPC) × CR
Шаг 4: рассчитываем маржинальную прибыль
Наиболее важная метрика при оценке бизнеса — маржинальная прибыль. Она показывает заработок компании с продажи юнита, помогает понять, приносит ли реализация товаров или услуг прибыль, и рассчитывается по формуле:
CM = (ARPU − CPA) × UA
Шаг 5: анализируем данные и делаем выводы
Чтобы понять, есть ли смысл продолжать вкладывать деньги в рекламную кампанию, нужно сопоставить стоимость поиска одного клиента со средним доходом, который он приносит бизнесу. Простыми словами, если затраты на привлечение выше заработка, можно думать, что компания несет убытки.
Как быть? В этом случае можно:
- по возможности снизить себестоимость продукта;
- увеличить средний чек;
- перестать использовать невыгодные рекламные каналы;
- повысить количество покупок на одного клиента.
Что делать с результатами, которые получаются
Сравнить ARPU и CPA — ARPU обязательно должен быть больше. И чем больше разница между этими показателями, тем эффективнее работает компания.
Сравнить CAC и LTV и понять, окупаются ли расходы на привлечение клиентов.
Посмотреть по CAC, какие каналы привлечения работают лучше, и перенаправить бюджет на них.
Посчитать COGS и посмотреть, не слишком ли много денег уходит на поставщиков и себестоимость услуги.
Пример расчета юнит‑экономики для мебельной розницы через свой сайт
Воспользуемся шаблоном и подставим туда данные.
Шаг 1: выбираем юнит
Юнит: компьютерное кресло.
В формулах фигурирует буква C — клиент. Клиент — это не юнит-кресло. Но в нашем расчете будем считать, что один клиент покупает только одно кресло, поэтому юнит = клиент.
Шаг 2: считаем стоимость юнита
- UA (Привлеченные пользователи): 850 человек
- CR (Конверсия) = количество купивших с рекламы / количество привлеченных рекламой × 100%, CR = 64 / 850 × 100% = 7,5%
- AC (Маркетинговый бюджет): 17 000 р.
- CPA (Стоимость привлечения одного пользователя) = AC / UA, CPA = 20 р.
- CAC (Стоимость привлечения одного клиента) = затраты на маркетинг / кол-во привлеченных клиентов, CAC = 17 000 / 64 = 265 р.
Шаг 3: считаем доход от юнита
- APC (Среднее количество покупок на одного клиента) = кол‑во покупок / кол‑во клиентов, APC = 64 / 64 = 1
- AvP (Средний чек) = (64 × 7 800) / 64 = 7 800 р.
- COGS (Себестоимость проданного товара): 3 659 р. (взято из таблицы, графа «Итого расходы»)
- ARPC (Средний доход с юнита) = (AvP − COGS) × APC − 1COGS, ARPC = (7 800 − 1 624,9) × 1 − 390 = 3 751 р.
- ARPU (Средний доход с одного пользователя) = ARPC × CR, ARPU = 5 785,1 × 0,075 = 434 р.
Вычтем из среднего дохода с юнита НДС: прибыль с юнита = 3751 − 519 = 3232 р.
Шаг 4: анализируем данные и делаем выводы
- Прибыль с юнита: 3 232 р.
- Стоимость привлечения клиента: 265 р.
Что можно улучшить:
- Рассмотреть возможность повышения цен или предложения дополнительных услуг для увеличения среднего чека (AvP).
- Работать над улучшением конверсии на каждом этапе воронки продаж, чтобы привлечь больше клиентов при тех же затратах на привлечение.
Пример расчета юнит‑экономики при продажах на маркетплейсе
Возьмем простой пример: посчитаем юнит‑экономику бус из искусственного жемчуга. Здесь мы показываем краткую версию расчета. Полная — в отдельной статье.
Шаг 1: вычислить себестоимость юнита до маркетплейса
Бусы купили у поставщика по 30 ₽, а полная себестоимость до маркетплейса — 62,6 ₽. Такая себестоимость получилась с учетом доставок, приемок и маркировок.
Шаг 2: указать цену продажи с учетом скидок
На Вайлдбериз есть скидки продавца и СПП (скидка персонального покупателя). Поставим начальную цену в 600 ₽ и свою скидку 20%. СПП для простоты не будем указывать. Итого цена 480 ₽.
Шаг 3: рассчитать себестоимость юнита после маркетплейса
Это сумма затрат, связанных с поставкой и продажей каждой единицы товара.
Считаем строго по таблице (некоторые цифры взяли приблизительно, но расчеты строго по формулам).
Шаг 4: учесть процент выкупа и налоги
Чем выше процент выкупа, тем меньше затрат на логистику и, как следствие, больше денег вы получите с продаж — выше рентабельность вашего бизнеса. Для разных категорий товара свой процент выкупа. Среднее значение можно погуглить. У нас поставим 95%.
Шаг 5: рассчитать стоимость юнита
Провели анализ ниши и увидели, что похожие колье продают в районе 420 ₽ с разными скидками. Поставим стоимость с запасом в 800 ₽ и скидку по акции площадки в 28%. Цена колье со скидкой — 576 ₽.
Шаг 6: определяем прибыль от юнита
Это разница между стоимостью продажи товара и его себестоимостью. Если проще — доходы минус расходы. Иначе — маржа, маржинальная прибыль.
Считаем: из цены продажи вычитаем расходы, комиссии и налоги.
576 − 358,18 = 217,82 ₽
В процентах маржа составляет почти 38% — столько прибыли мы получим с одной продажи товара.
Бесплатный шаблон по юнит-экономике
для Ozon и WB (FBO и FBS)
Управляйте доходностью каждого товара:
- Спрогнозируйте прибыль и маржинальность.
- Определите оптимальную цену продажи.
- Выберите подходящую площадку и модель продаж.
Будем считать юнит‑экономику для компании по организации хоррор-квестов «Фазма», которой пока полгода. «Фазма» привлекает любителей острых ощущений и загадок: пока ищешь ключ, за тобой с бензопилой бегает актер-маньяк. Можно попутно ненароком стол сломать, что-то стащить или вывести из строя пилу. В общем, досуг для любителей острых ощущений.
Чтобы посчитать юнит‑экономику одного клиента «Фазмы», сперва узнаем, сколько потратили на его привлечение, а потом — сколько денег с него получили. Для простоты расчетов будем считать, что квест рассчитан на одного человека, а не на группу.
Считаем стоимость привлечения клиента (CAC)
CAC = затраты на клиентов / количество привлеченных
Затраты — это все маркетинговые расходы на привлечение и продажи. Например, оплата таргетированной рекламы, расходы на рилсмеймекера, раздача листовок, зарплата маркетолога и контент-редактора.
Количество клиентов — физические и юридические лица, которых удалось привлечь.
Допустим, суммарно за полгода рекламу увидели 5000 человек, а на квест пришли в итоге 240. На рекламу за это время ушло 450 000 ₽. Считаем:
CAC = 450 000 / 240 = 1875 ₽ — стоимость привлечения одного клиента
Мы посчитали привлечение сразу со всех способов. Для более точного значения CAC лучше считать показатель по каждому каналу рекламы. Так станет понятно, какой способ привлечения дешевле и эффективнее.
Все расчеты нужно делать внутри одной когорты. Когорта здесь — это все покупатели, привлеченные за один месяц. Так маркетинговые затраты за предыдущий месяц будут соотноситься с текущим. Если смешать когорты, данные будут некорректными.
Сколько денег приносит каждый клиент (LTV)
Иначе еще называют «расчёт жизненной ценности клиента за все время». Формулы для расчета есть разные. Мы рассмотрим две: простую и сложную.
Вспомним для этого наш кейс. «Фазма» с 240 клиентов заработала за полгода 1 380 000 ₽ маржинальной прибыли — это разница между выручкой и себестоимостью услуги без учета постоянных расходов.
LTV = прибыль / количество клиентов
Считаем по простой формуле:
LTV = 1 380 000 / 240 = 5750 ₽ — приносит один клиент
Получится, около 2000 тратят на привлечение клиента, а получают с него примерно 6000 — это в три раза больше. Не цифры, а мечта. На самом же деле, этот показатель обычно более приземленный.
LTV = (AVp − VC × AVp) × RPR × Lifetime
Avp — средний чек, или на какую сумму в среднем покупают клиенты за один раз.
AVp = сумма заказов / количество заказов
VC — переменные затраты. Увеличиваются пропорционально объемам продаж. Сюда входит, например, себестоимость продукта, эквайринг, комиссии банков, налоги. Рассчитывается в процентах как доля от стоимости товара.
RPR — коэффициент повторных покупок. Показывает, сколько покупок в среднем совершают клиенты за год.
RPR = все повторные покупки / клиенты, которые их совершили
Lifetime — среднее время, на протяжении которого клиент тратит деньги на услуги или продукты компании.
Берем наш кейс и подставляем его показатели для сложного расчета LTV. Пусть средний чек компании (AVp) — 4250 ₽, переменные затраты (VC) — 30%, 20 постоянных клиентов сделали 25 повторных покупок, поэтому коэффициент (RPR) — 1,25, а в среднем клиент клиент возвращается на повторный квест в течение 3 месяцев (Lifetime).
Теперь посчитаем по сложной формуле:
LTV = (4250 − 30% × 4250) × 1,25 × 3 = 11 156,25 ₽ — столько прибыли приносит средний клиент компании за всё время
Если у вас дело только готовится к запуску, показатель покажет прогноз, потом посчитаете фактический и сравните. Но он точно скорректируется.
Если у вас действующая компания, позаботьтесь о качестве и верности данных — так показатель LTV будет максимально точным. Для этого проверьте, что все платежи проведены и учтены, нет округлений, а когорты покупателей не смешиваются.
CAC и LTV считают, чтобы понять:
- окупятся ли расходы на привлечение клиента,
- эффективны ли выбранные каналы продвижения,
- как идут дела у компании: если CAC > LTV, компания ничего не заработает.
Соотносим показатели LTV и CAC
Допустим, у компании такие показатели CAC по разным каналам рекламы: Google — 1250 рублей, VK — 1500 рублей, Facebook — 1300 рублей.
Google = LTV/CAC = 4050 / 1250 = 3,24
VK = LTV/CAC = 4050 / 1500 = 2,7
Facebook = LTV/CAC = 4050 / 1300 = 3,1
Принято считать, что соотношение LTV к CAC в пропорции 3:1 говорит о жизнеспособности бизнес-модели. Ниже — дела плохи, выше — отлично. Уже на этом этапе понятно, какие рекламные каналы самые перспективные. Первым о таких пропорциях заявил инвестор Дэвид Скок. Однако его расчёты касались SaaS-модели, при которой доступ к услуге предоставляется по подписке. Например, так работают онлайн‑кинотеатры. Позже пропорции 3:1 стали применять к другим моделям бизнеса.
Если у вашего бизнеса не хватает данных рассчитать LTV, можно подвести юнит‑экономику по другим показателям:
- ARPU — сколько денег в среднем приносит один пользователь за период без учёта затрат на маркетинг;
- ARPPU — сколько денег в среднем приносит один клиент за определённое время.
За период для расчета обычно берут месяц или год.
Считаем средний доход с одного клиента (ARPPU)
У нас всё та же компания «Фазма», только считать теперь будем по-другому.
ARPPU = (AVp − COGS) × APC − 1COGS
AVp — средний чек, или на какую сумму в среднем покупают клиенты за один раз.
AVp = выручка / количество клиентов
COGS — себестоимость продукта или услуги.
APC — среднее число покупок, которые делает один клиент.
APC = количество покупок / количество клиентов
1COGS — дополнительные затраты на первую покупку. Это могут быть промокоды, скидки, акции и другие способы привлечения.
Пусть пользователь купил квест с таргетированной рекламы и получил скидку 250 рублей. Эти деньги — число 1COGS, их заплатит владелец «Фазмы».
Средний чек компании (AVp) — 4250 ₽, себестоимость (COGS) — 1800 ₽, среднее число покупок (APC) — 1,4 (это 56 покупок квеста за месяц с 40 клиентов или 336 покупок с 240 клиентов за полгода), а скидка на первую покупку (1 COGS) — 350 ₽.
Теперь расcчитаем ARPPU:
ARPPU = (4250 − 1800) × 1,4 − 250 = 3180 ₽ — в среднем приносит клиент за месяц
Считаем средний доход с одного пользователя (ARPU)
Этот показатель покажет нам, сколько денег клиент приносит за период. Похож на LTV с той лишь разницей, что LTV считают за всё время, а ARPU — за конкретный период.
ARPU = доход / количество пользователей
Допустим, в один месяц «Фазма» получила 186 000 рублей с 32 человек. Считаем:
APRU = 186 000 / 32 = 5812,5 ₽ — в среднем приносит пользователь за месяц
Есть и другая формула для расчета этого показателя:
ARPU = ARPPU × CR
CR — конверсия, то есть доля пользователей, которые перешли по рекламному объявлению и стали покупателями.
CR = количество купивших с рекламы / количество привлеченных рекламой × 100%.
Допустим, с помощью рекламных рилс «Фазма» привлекла 600 человек. Из них квест купили 10. Значит, CR = 10 / 500 × 100% = 2%.
APRU = 3180 × 2% = 6360 ₽
Привлеченный пользователь приносит всего 6360 ₽ при себестоимости квеста в 1800 ₽, то есть примерно в 3,5 раза больше. Это хороший показатель.
Сколько стоит привлечь одного лида (CPA)
Стоимость привлечения одного пользователя показывает, насколько эффективен маркетинг и окупается ли реклама.
В отличии от CAC, учитывать будем вообще всех людей, а не только клиентов. Для этого нужно договориться, что вы будете считать точкой касания — заявку на сайте или просто клик по кнопке.
CPA = затраты на маркетинг (AC) / кол-во привлеченных пользователей (UA)
Допустим, «Фазма» потратила за полгода на рекламу 800 000 ₽, а привлекла 500 пользователей — оставили заявку менеджеру, из них только 240 купили квест. Считаем:
CPA = 800 000 / 500 = 1600 ₽ — стоимость одного привлечения
Этот показатель можно считать по разным каналам рекламы — просто вместо общего бюджета подставить затраты на конкретный канал. Тогда можно, например, сравнить, что выгоднее: рекламные рилс или раздача листовок. С учетом этого потом обновить рекламную стратегию.
Средний доход с пользователя с учетом рекламы
Ср. доход на польз-ля с учётом рекламы = ARPU − CPA
Эти числа мы считали для «Фазмы» выше. Подставим:
Ср. доход на польз-ля с учетом рекламы = 6360 — 1600 = 4760 ₽
Хорошо это или плохо, каждый бизнес рассматривает по-своему.
Что делать с результатами, которые получаются
Сравнить ARPU и CPA — ARPU обязательно должен быть больше. И чем больше разница между этими показателями, тем эффективнее работает компания.
Сравнить CAC и LTV и понять, окупаются ли расходы на привлечение клиентов.
Посмотреть по CAC, какие каналы привлечения работают лучше, и перенаправить бюджет на них.
Посчитать COGS и посмотреть, не слишком ли много денег уходит на поставщиков и себестоимость услуги.
Мы отталкивались от моделей расчета, поэтому некоторые показатели считали внутри них. Здесь подробнее покажем, как считать CM, COGS, AVP.
Считаем, сколько компания зарабатывает (CM)
По-научному, это доход с продажи без учета постоянных расходов, или иначе — маржинальная прибыль. Показатель дает понять, сколько компания заработала на товаре или услуге.
CM = (ARPU − CPA) × UA
Напомним показатели: ARPU — средний доход с одного пользователя, CPA — стоимость лида, UA — количество привлеченных пользователей. Считаем:
CM = (5812,5 − 1600) × 500 = 2 106 250 ₽ — столько заработала «Фазма» за полгода без учета постоянных расходов
Из этого числа нужно вычесть постоянные расходы: зарплату команде, актерам, реквизит интернет, аренду и много других. Если маржинальная прибыль больше постоянных расходов, значит бизнес прибыльный.
Если нет, возможно, деньги где-то застряли, а вы попали в кассовый разрыв.
Считаем средний чек (AVP)
Средний чек — это сумма, которую в среднем клиент платит за один заказ.
AVP = выручка / количество клиентов
Выше мы указывали, что средний чек в «Фазме» — 4250 ₽.
Полученный результат можно анализировать. Возможно, компании стоит добавить более дорогие и интересные квесты и увеличить число участников в ней. Тогда в целом цену на квест можно поднять, но для одного человека в компании все равно будет дешевле.
Считаем, сколько компания тратит (COGS)
COGS показывает, сколько денег уходит на обеспечение товара или услуги. Универсальной формулы, потому что у разных компаний разные затраты. А в сфере услуг могут вообще менять в зависимости от клиента.
Например, если участник квеста сильно испугался, он мог сломать шкаф, занавеску или даже бензопилу, тогда «Фазме» придется потратиться на новые. Но так происходит не всегда.
Для расчета показателя обычно учитывают чистые затраты на производство товара или услуги без рекламы и постоянных расходов:
COGS = затраты на производство × число продаж
COGS нужен, чтобы отслеживать динамику: если показатель вырос, а цены — нет, значит, маржинальная прибыль снижается. Или, возможно, нужно менять поставщиков.
Онлайн-калькулятор для расчета юнит‑экономики
Калькулятор — это сильно упрощенная модель. Он поможет быстро прикинуть шансы, работать ли вообще с юнитом.
Рассматривать его как полноценный инструмент для подсчета юнит‑экономики не стоит. С помощью калькулятора вы не сравните плановую юнит‑экономику с фактической, он просто не рассчитан на это. Цифры и показатели ваши индивидуальные. Универсальные калькуляторы просто не обладают таким функционалом.
Формула в калькуляторах
Если интересно, вот такую формулу могут использовать в калькуляторах:
C1 — средняя конверсия отдела продаж из лидов в сделки.
CPL — средняя стоимость привлечения лида.
Ещё CPL можно рассчитать как отношение стоимости клика к конверсии сайта:
CPL = CPC / CR сайта.
Получайте актуальные данные о продажах и товарах в МоемСкладе
Ведите товароучет и выгружайте аналитику по работе на маркетплейсе. Например, смотрите отчет по выручке с учетом вознаграждения площадки.
Ускоряйтесь при подготовке поставки на склад — печатайте пачку этикеток по шаблону прямо в МоемСкладе.
При выходе на несколько площадок работайте из одного окна — есть готовые интеграции с Ozon, Wildberries, Яндекс Маркетом, Мегамаркетом и другими.
Ошибки при расчете юнит‑экономики
Избегая этих ошибок при расчете юнит‑экономики, предприятия могут получить более точное представление о своей финансовой эффективности и принять более обоснованные решения.
Ошибка 1: неверно выбирать метрики
Важно выбрать метрику, которая наилучшим образом отражает финансовую эффективность конкретного бизнеса. Наиболее распространенными метриками являются валовая прибыль, чистая прибыль и доход.
Ошибка 2: игнорировать косвенные затраты
Косвенные затраты — это те, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретной единице продукта или услуги. При расчете юнит‑экономики необходимо учитывать все косвенные затраты, такие как административные расходы, маркетинговые расходы и расходы на исследования и разработки.
Ошибка 3: неверно рассчитывать коэффициента оттока
Коэффициент оттока — это показатель, который отражает процент клиентов, которые перестают пользоваться продуктом или услугой за определенный период времени. Неправильный расчет коэффициента оттока может привести к недооценке затрат на привлечение новых клиентов.
Ошибка 4: недооценивать затраты на маркетинг и продажи
Затраты на маркетинг и продажи являются важным фактором, который влияет на юнит‑экономику. При расчете юнит‑экономики необходимо учитывать все затраты на привлечение новых клиентов, включая затраты на рекламу, маркетинговые мероприятия и работу отдела продаж.
Ошибка 5: недооценивать затраты на обслуживание клиентов
При расчете юнит‑экономики необходимо учитывать все затраты на поддержку клиентов, включая затраты на персонал, обучение и программное обеспечение.
Ошибка 6: считать юнит‑экономику по общим каналам и юнитам, а не по отдельности
Разные каналы привлечения приносят разное количество конверсий.
Например, по таргетированной рекламе из ВК может приходить 60 конверсий, а по контекстной через Яндекс Директ — 12. Затраты при этом на обе площадки одинаковые. Если посчитать все вместе — получится в среднем хорошая картина. Но если улучшить рекламу в Директе, можно получить дополнительные 20–40 конверсий и больше.
Так же и с юнитами. Допустим, площадка продает услуги email-маркетинга и продвижения в Одноклассниках. Email-маркетинг — востребованная услуга, ее реклама приносит много конверсий. А вот продвижение в Одноклассниках не так популярно, поэтому затраты на рекламу, выплаты сотрудникам и другие расходы не превышают доходов от продажи услуги. Без раздельного подсчета по юнитам этого понять не получится.
Ошибка 7: чрезмерно обобщать направления деятельности или услуг бизнеса
Важно учитывать сезонность и уникальность ЦА. Например, продажи и привлечение клиентов для шиномонтажа осенью и в разгар лета будут разниться, так как шины меняют весной и осенью.
Вопросы и ответы
Разобрали наиболее частые.
Юнит‑экономика — универсальный инструмент, подходит не только для диджитал-бизнеса. Главное помнить: она не заменит весь управленческий учет, это инструмент для конкретной задачи. И поэтому особенно важно, чтобы использовались корректные данные, иначе расчеты бесполезны.
Сложности при подсчете могут быть двух типов:
- много метрик и формул, легко запутаться и смешать понятия;
- понимаем метрики, но сложно найти точные данные, которые подходят для расчетов.
Например, далеко не все могут посчитать, сколько всего денег приносит бизнесу один клиент или сколько на одного клиента приходится маркетинговых затрат.
Формул и показателей, которые есть в статье, вполне достаточно. Сложность скорее в том, чтобы подставить в формулы верные данные. Чтобы их собирать, должна быть выстроенная система: CRM, сквозная аналитика, продуктовая аналитика.
Иногда бывает сложно определиться, что будет юнитом. Иногда юнитов-клиентов проблематично разделить по когортам, что тоже дает искаженную картину.
Бухгалтер вряд ли сможет правильно рассчитать юнит‑экономику, и это совсем не его задача. Владелец бизнеса может этому научиться, ему будет полезно понимать основные принципы метода. Но в идеале считать должен профессионал: финансовый аналитик, финансовый директор.
Если хотите научиться сами — приходите на курс к Ирине Пермяковой. Если хотите делегировать — обратитесь в «Нескучные финансы» за налаживанием финучета.
Обычно начинают считать юнит‑экономику просто после того, как узнают о ней от друзей, коллег или на каком-либо обучении.
Юнит‑экономику важно считать до и после запуска бизнеса. Расчеты нужно обновлять регулярно, так как изменяются внешние и внутренние условия в бизнесе. Нужно свериться, насколько корректно посчитаны плановые показатели, нет ли отклонений. Если да, то почему и как это исправить.
Управляйте продажами в одном окне
МойСклад автоматизирует онлайн-торговлю, розницу и производство. Интеграция с Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и другими маркетплейсами. Заказы под контролем, закупки вовремя, прибыль на виду.
- Автообновление остатков и заказов каждые 5 минут. Отслеживайте количество заказов и их статус в реальном времени: в доставке, возврат.
- Сборка заказов до 90% быстрее, чем вручную — массовая печать этикеток со штрихкодами по готовому шаблону.
- Видите реальную прибыль — отчеты о реализации формируются автоматически с учетом комиссий, логистики, допсборов.
- Поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.


