В России с 1 июля 2020 года действует обязательная маркировка лекарств в системе «Честный знак». Она касается производителей, дистрибьюторов, аптек и медицинских организаций. В этой статье разбираем, что надо маркировать и как это сделать.
- Что такое маркировка товара в Честном знаке
- Законы о маркировке лекарств
- Сроки маркировки лекарств
- Какие лекарственные препараты и средства нужно маркировать
- Какие лекарства не нужно маркировать
- Как работает система маркировки лекарств
- Кто обязан маркировать лекарства
- Как подготовиться к маркировке: пошаговая инструкция
- Оборудование для работы с маркировкой
- Штрафы за нарушение правил работы с маркированными товарами
- Вопросы и ответы
Что такое маркировка товара в Честном знаке
Маркировка — это система прослеживаемости товара от производителя до конечного потребителя в процессе реализации. Для этого используют DataMatrix — матричный двумерный код, где зашифрована информация о продукте: страна производитель, бренд, состав ткани, размер.
Код состоит из:
идентификатора GTIN — обозначает позицию продукции в международном справочнике GS1;
серийного номера, в т.ч. с кодом ТН ВЭД ЕАЭС;
ключа и кода для проверки подлинности товара и защиты от копирования.
Законы о маркировке лекарств
Маркировку лекарств регулирует Минздрав РФ. Участники оборота обязаны отчитываться о том, в чьей собственности находится товар, в систему Мониторинга движения лекарственных препаратов, сокращенно — МДЛП. Это отдельная платформа под эгидой «Честного знака».
Требования маркировки прописаны в следующих законах:
61‑ФЗ от 12 апреля 2010 года — это основной закон об обороте лекарственных средств, в том числе регулирующий их маркировку в Честном знаке;
462‑ФЗ от 27 декабря 2019 года — о маркировке высокозатратных нозологий с 1 октября 2019 года;
425‑ФЗ от 28 декабря 2017 года — об обязательной маркировке средствами идентификации и отчетности в МДЛП обо всех операциях с маркированными лекарствами.
Подробный регламент маркировки и контроля движения представлен в постановлениях Правительства № 1556 и 1557 от 14 декабря 2018 года. В ППР 1556 — все о системе МДЛП.
Сроки маркировки лекарств
1 октября 2019 года — старт обязательной маркировки для лекарственных препаратов из списка высокозатратных нозологий. К этой категории относятся лекарственные препараты, предназначенные для лиц, больных:
- гемофилией;
- муковисцидозом;
- гипофизарным нанизмом;
- болезнью Гоше;
- злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей;
- рассеянным склерозом;
- после трансплантации органов и тканей.
1 июля 2020 года — старт обязательной маркировки всех лекарств и передача данных об обороте в систему Честный знак.
Не путайте лекарства и БАДы: биологически активные добавки не являются лекарствами и у них другие этапы обязательной маркировки.
Какие лекарственные препараты и средства нужно маркировать
Лекарственные средства — это вещества или их комбинации, из которых состоят препараты.
Под маркировку попадают все препараты и средства для лечения, диагностики и профилактики заболеваний, для реабилитации, расфасованные в упаковку для розничной продажи.
Код ОКВЭД — 21.20.10.
Номер ТН ВЭД ЕАЭС продукции, которую необходимо маркировать — 3004.
Также маркировке подлежат расфасованные иммунологические продукты, попадающие под код 3002 15 00 0 по ТН ВЭД.
Полный перечень лекарств представлен в Распоряжении Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406‑р.
Какие лекарства не нужно маркировать
- Лекарства, произведенные до 1 июля 2020 года;
- Медицинские газы;
- Фармацевтические препараты, изготовленные по рецептам и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций;
- Препараты, которые физлица покупают за пределами Российской Федерации для личного использования;
- Препараты, ввозимые в РФ для оказания медицинской помощи для конкретного пациента на основании разрешения уполномоченного федерального органа;
- Лекарственные средства, ввозимые в РФ для проведения клинических исследований лекарственных препаратов и экспертизы лекарственных средств;
- Фармацевтические субстанции;
- Радиофармацевтические лекарственные препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- Лекарственные препараты, производимые для экспорта.
Актуальный список представлен в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. N 61‑ФЗ, в части 4 статьи 67 и части 5 статьи 13.
Как работает система маркировки лекарств
Есть два варианта: прямая и обратная схема маркировки.
Прямая схема маркировки в рознице
- Производитель получает коды и маркирует продукцию.
- Производитель отгружает дистрибьютору товары и список кодов с упаковок.
- Дистрибьютор принимает маркированные товары и подтверждает приемку, коды переходят в его собственность.
- Дистрибьютор передает товары с кодами в аптеки.
- Аптеки принимают товар, сверяют и принимают коды в МДЛП.
- Аптеки продают товар конечному потребителю. При каждой продаже сканируют коды с упаковок, после чего они автоматически передаются в систему маркировки и выводятся из оборота.
Обратная схема маркировки в рознице
Отличие в том, что аптека передает коды дистрибьютору для подтверждения, а не наоборот. Это значит, что первые четыре шага такие же, как при прямой схеме.
Когда дело доходит до передачи кодов рознице, поставщик в момент отгрузки НЕ формирует сведений в системе маркировки. Это делают аптеки — они сканируют при приемке товара коды и направляют поставщику на сверку. Тот сам передает в МДЛП информацию о продаже лекарств.
Продажа происходит аналогично: провизор сканирует код DataMatrix, после чего он автоматически выбывает из оборота.
Как принимают и списывают лекарства медицинские учреждения
Если поставщик отправляет маркированный товар в организации, которые оказывают медицинские услуги, при приемке они также передают коды в МДЛП при прямой схеме и для подтверждения поставщику при обратной.
При использовании лекарства в лечении его код сканируют регистратором выбытия, после чего он передается в МДЛП и автоматически выбывает из оборота.
Кто обязан маркировать лекарства
Назовем всех участников оборота лекарств и что они делают согласно требованиям закона о маркировке.
Участник | Действие |
Отечественные и зарубежные производители, импортеры |
|
Поставщики: логистические компании и дистрибьюторы, то есть оптовые продавцы |
|
Аптеки и другие организации розничной продажи лекарств |
|
Государственные и частные медицинские учреждения: больницы, поликлиники, санатории, ветеринарные клиники, кабинеты стоматологии и косметологии |
|
Как подготовиться к маркировке: пошаговая инструкция
Главное отличие алгоритма для лекарств: участники оборота работают с подсистемой Честного знака, разработанной специально для мониторинга рынка медикаментов — МДЛП.
Они должны самостоятельно сообщать обо всех действиях с маркированными лекарствами:
- ввод в оборот;
- перемещения от производителя к поставщику, от поставщика в больницу или аптеку;
- временный вывод из обращения;
- переупаковка и перемаркировка;
- агрегация;
- дезагрегация;
- отмена зарегистрированных операций;
- вывод из оборота;
- и т.д.
Шаг 1: получить электронную подпись
Для регистрации в системе Честный знак и потребуется усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. ИП и компании получают ее в налоговой.
Шаг 2: подключиться к электронному документообороту
ЭДО необходим, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Проверьте интеграцию оператора с системой Честный знак.
Шаг 3: проверить технические возможности компьютера
- операционная система Windows 7 или новее / Mac OS X 10.8 или новее;
- браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
- плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
- сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
Шаг 4: зарегистрироваться на портале МДЛП
У каждого нового участника оборота лекарств есть 7 календарных дней, чтобы подать заявку на регистрацию. Для этого:
Войдите на портал по ссылке;
-
Укажите ваше резидентство:
-
Подтвердите наличие лицензии:
-
Проверьте, все ли необходимое ПО у вас установлено:
-
Выберите тип участника оборота:
После выбора сертификата поля «Субъект РФ», «Адрес электронной почты», «ИНН», «Имя» и «Фамилия» заполнятся автоматически. Сведения о лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность введите вручную.
-
Подпишите заявку электронной подписью и отправьте — рассмотрение займет до 10 рабочих дней.
Шаг 5: подготовить оборудование для работы с маркировкой
Какая техника и ПО нужна для каждого участника оборота — в таблице:
Производители и импортеры | Дистрибьюторы | Медицинские организации | Аптеки |
Сканер штрихкодов |
|||
Принтер этикеток |
— |
Регистратор выбытия — устройство, фиксирующее выбытие лекарства из оборота при выдаче пациенту |
Онлайн‑касса с ФФД 1.2 |
Договор с оператором фискальных данных |
|||
Товароучетная программа. Например, МойСклад |
Подробнее — в следующем разделе.
Оборудование для работы с маркировкой
Понадобится следующее.
2D сканер штрихкодов
Он нужен для передачи в Честный знак сведений о продаже и выбытии из оборота маркированных товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если устройство поддерживает такую функцию.
Идет в комплекте с терминалом сбора данных (ТСД) — устройством для учета продукции при приемке, отгрузке, инвентаризации и других типовых операциях.
Проверить, что ваш сканер штрихкодов подходит для работы с маркировкой, можно здесь.
Принтер для печати этикеток и кодов
Популярные модели: АТОЛ, Штрих‑М, Пирит и другие.
Например, так выглядят разные типы принтеров:

Онлайн‑касса с актуальным ПО
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
В помощь — руководство.
Договор с оператором фискальных данных
Необходимый шаг для розницы. Если уже работаете, убедитесь, что у ОФД есть интеграция с Честным знаком и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Регистратор выбытия
Организации, в которых лекарства используются для лечения, вместо онлайн‑кассы используют регистратор выбытия. Эти устройства система «Честный знак» выдает бесплатно.
Штрафы за нарушение правил работы с маркированными товарами
В зависимости от тяжести преступления нарушителям грозит административная или уголовная ответственность. Размер штрафа зависит от организационно‑правовой формы.
Нарушение | Санкции | Ответственность |
За продажу без кодов маркировки или с нарушением порядка ее нанесения |
5-10 тыс. руб. — для ИП и должностных лиц, 50-300 тыс. руб. — для юрлиц, с конфискацией продукции в обоих случаях |
ст. 15.12 КоАП РФ |
За преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет |
ст. 171.1 УК РФ |
|
Несвоевременное или недостоверное внесение данных в МДЛП |
5-10 тыс. руб. — для ИП и должностных лиц, 50-100 тыс. руб. — для юрлиц, с конфискацией продукции в обоих случаях |
ст. 6.34 КоАП РФ, ст. 15.12.1 КоАП РФ |
За производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами |
штраф до 300 000 ₽ или лишение свободы от 3 лет + штраф |
ст. 171.1 УК РФ |
Вопросы и ответы
Это ответы на самые частые вопросы.
Она решает четыре основные задачи:
- Высокое качество препаратов для потребителей;
- Избавление рынка от контрафакта и продукции, которая не соответствует госстандартам;
- Контроль движения медикаментов, которые приобретаются на государственные средства;
- Отлаженное планирование лекарственных резервов.
Не нужно. Продавать немаркированные остатки, произведенные до 1 июля 2020 года, можно до конца срока годности без отчетности в МДЛП.
Не нужно. Ингредиенты выводятся из оборота перед использованием для изготовления.
Data Matrix на товаре, упаковке или этикетке — это графический код. Так он выглядит:

Если в мобильном приложении «Честный знак» отсканировать его, можно получить всю информацию о товаре: место, дату и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи.
Через приложение можно запросить также разрешительную документацию лекарства и сообщить о нарушении, если оно выявлено.
В Data Matrix зашифрованы сведения:
- международный код маркировки товара GTIN;
- индивидуальный серийный номер товара;
- ключ и код проверки (криптохвост).
Участники оборота обмениваются текстовым кодом. В нем обязательные группы данных отделяются друг от друга специальными разделителями — префиксами. Последовательность отображения данных следующая:
- GTIN
- серийный номер
- ключ проверки
- код проверки
Коды DataMatrix можно наносить на первичную и вторичную упаковку лекарств. Например, для таблеток первичная — это блистеры, вторичная — коробка для блистеров.
МойСклад — это не только работа с маркировкой, но и учет товаров с кассовым приложением и CRM в комплекте.
- заказы поставщикам на основании статистики продаж;
- контроль остатков на складах и товаров на реализации;
- реальная прибыль по каждому товару;
- печать чеков и ценников;
- быстрый старт, поддержка 24/7.